приказ о внесении дополнений в ОП дошкольного образования ДОУ№37

Приложение
К приказу от 01.09.2025г. №105/1
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в
период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Основная цель реализации этнокультурного компонента — заложить
нравственные основы, которые помогут детям стать более
устойчивыми к негативному влиянию, создать условия, при которых
будет формироваться любовь к родному дому, к истории родного
края, уважение к труду родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками.
Цель региональной Программы достигается через решение
следующих задач:
приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям осетинского народа: жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство многонационального народа
республики;
обеспечение единых для Российской Федерации содержания
дошкольного образования и планируемых результатов освоения
региональной программы
обеспечение развития физических, личностных, нравственных
качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественнотворческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления
здоровья детей, обеспечения их безопасности.
1.2 Планируемы результаты реализации региональной программы.
Целевые ориентиры.
В дошкольном периоде закладываются предпосылки
гражданских качеств, формируется ответственность и способность
ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других
людей. В условиях дошкольной образовательной организации идет

естественное погружение дошкольника в истоки региональной
культуры, появляется потребность в познании окружающего мира,
общего жизненного пространства, происходит усвоения местных
историко-культурных и климатических особенностей, конкретных
традиций, национальных, географических, и региональнокультурных особенностей социальной среды.
Через ознакомление с родной природой, культурным наследием и
социальным окружением дошкольник начинает осознавать свою
принадлежность к своей семье, дому, малой Родине, усваивает при
этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном,
материальном и морально-эстетическом плане.
В соответствии с ФГОС специфика дошкольного детства и
системные особенности дошкольного образования делают
неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений. Планируемые результаты
освоения программы представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка дошкольного
возраста на разных возрастных этапах к завершению и имеют
условный характер.
К трем годам ребенок:
стремится к общению с взрослыми, реагирует на их настроение,
владеет активной речью, использует в общении разные части речи,
простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение;
-может обращаться с вопросами и просьбами; ребенок проявляет
интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за
взрослым;
рассматривает картинки, показывает и называет предметы,
изображенные на них, знает свое имя, имена близких людей,
демонстрирует первоначальные представления о родном городе
(селе);
имеет представления об объектах живой и неживой природы
ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное
отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за
явлениями природы;
с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные движения, ребенок эмоционально откликается на
красоту природы и произведения искусства и осваивает основы
изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования: может выполнять уже довольно сложные
постройки и играть с ними, рисует, лепит;
активно действует с окружающими его предметами, знает
названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в
его повседневном обиходе.

К четырем годам ребенок: проявляет доверие к миру,
положительно оценивает себя, говорит о себе в первом лице,
откликается эмоционально на ярко выраженное состояние близких и
сверстников по показу и побуждению взрослых; дружелюбно
настроен в отношении других детей, демонстрирует стремление к
положительным поступкам;
произносит правильно в словах все гласные и согласные звуки,
кроме шипящих и сонорных, согласовывает слова в предложении в
роде, числе и падеже, повторяет за педагогом рассказы из 3-4
предложений, пересказывает знакомые литературные произведения,
использует речевые формы вежливого общения, понимает
содержание литературных произведений и участвует в их
драматизации, запоминает небольшие потешки, стихотворения,
эмоционально откликается на них;
демонстрирует умения вступать в речевое общение со
знакомыми взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает
на вопросы, используя простые распространенные предложения,
проявляет речевую активность в общении со сверстником, совместно
со взрослым пересказывает знакомые сказки, стихи;
проявляет интерес к миру, к себе и окружающим людям, знает
об объектах ближайшего окружения: о родном городе, его названии,
достопримечательностях и традициях;
имеет представление о разнообразных объектах живой и
неживой природы ближайшего окружения, выделяет их
отличительные особенности и свойства, различает времена года и
характерные для них явления природы, имеет представление о
сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека,
интересуется природой, положительно относится ко всем живым
существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о
животных и растениях;
способен создавать простые образы в рисовании и аппликации,
строить простую композицию с использованием нескольких цветов,
создавать несложные формы из глины и теста, видоизменять их и
украшать, с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает
знакомые произведения, в театрализованных играх разыгрывает
отрывки из знакомых сказок, рассказов.
К пяти годам ребенок: проявляет интерес к разнообразным
физическим упражнениям, настойчивость для достижения
результата, с желанием играет в подвижные игры, ребенок
выполняет самостоятельно правила общения со взрослым, стремится
к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми:
задает много вопросов поискового характера, замечает ярко
выраженное эмоциональное состояние окружающих людей, по
примеру педагога проявляет сочувствие;

без напоминания взрослого здоровается и прощается, проявляет
познавательный интерес к труду взрослых, профессиям, технике,
отражает эти представления в играх, стремится к выполнению
трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со
взрослыми или сверстниками;
инициативен в разговоре, речевые контакты становятся более
длительными и активными, самостоятельно пересказывает знакомые
сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные
рассказы и загадки;
проявляет словотворчество, интерес к родному языку, с
интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст,
ребенок способен рассказать о предмете, его назначении и
особенностях, о том, как он был создан; охотно сотрудничает с
взрослыми, задает много вопросов поискового характера,
включается в деятельность экспериментирования, использует
исследовательские действия, предпринимает попытки сделать
логические выводы, с удовольствием рассказывает о себе, своих
желаниях, достижениях, семье, семейном быте, традициях,
участвует в мероприятиях и праздниках, готовящихся в группе, в
ДОО, имеет представления о малой родине, названии города, улицы,
некоторых памятных местах;
имеет представление о разнообразных представителях живой
природы родного края, их особенностях, свойствах объектов
неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы,
явлениях природы, интересуется природой, экспериментирует,
положительно относится ко всем живым существам, знает правила
поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за
растениями и животными, беречь их;
проявляет интерес к различным видам искусства, эмоционально
откликается на отраженные в произведениях искусства действия,
поступки, события, проявляет себя в разных видах музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельности, с желанием
участвует в праздниках, развлечениях и др.
К шести годам ребенок: демонстрирует ярко выраженную
потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым
и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, имеет
представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме
активного отдыха, проявляет духовно-нравственные качества и
основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и
достижениями российских спортсменов;
настроен положительно по отношению к окружающим, охотно
вступает в общение со взрослыми и сверстниками, проявляет
сдержанность по отношению к незнакомым людям, при общении со
взрослыми и сверстниками ориентируется на общепринятые нормы
и правила культуры поведения, проявляет в поведении уважение и
привязанность к родителям, демонстрирует уважение к педагогам,

интересуется жизнью семьи и ДОО, откликается на просьбу помочь,
в оценке поступков опирается на нравственные представления;
проявляет активность в стремлении к познанию разных видов
труда и профессий, бережно относится к предметному миру как
результату труда взрослых, стремится участвовать в труде взрослых,
самостоятелен, инициативен в самообслуживании, участвует со
сверстниками в разных видах повседневного и ручного труда;
проявляет инициативу и самостоятельность в процессе
придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными
приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый
словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и
понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки,
проявляет избирательное отношение к произведениям определенной
тематики и жанра;
-испытывает к событиям, находящимся за рамками личного опыта,
представления о социальном, предметном и природном мире,
проявляет познавательный интерес к городу (селу), в котором живет,
знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях
городской и сельской жизни, знает название своей страны, ее
государственные символы;
имеет представление о живой природе своего региона, может
классифицировать объекты по разным признакам, соблюдает
правила поведения в природе, ухаживает за растениями и
животными, бережно относится к ним;
проявляет интерес и с желанием занимается музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельностью, различает виды,
жанры, формы в музыке, изобразительном и театральном искусстве,
проявляет музыкальные и художественно-творческие способности,
принимает активное участие в праздничных программах и их
подготовке, взаимодействует со всеми участниками культурнодосуговых мероприятий.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения
программы (к концу дошкольного возраста) ребенок: проявляет
духовнонравственные качества и основы патриотизма в ходе
занятия спортом и ознакомлением с достижениями осетинских
спортсменов, соблюдает элементарные социальные нормы и правила
поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, способен понимать и учитывать
интересы чувства других, договариваться, и дружить, разрешать
возникшие конфликты;
проявляет положительное отношение к миру, разным видам
труда, другим людям и самому себе, способен откликаться на эмоции
близких людей, проявлять эмпатию, способен принимать
собственные решения и проявлять инициативу;

обладает начальными знаниями о природном и социальном
мире, о себе, собственной принадлежности и принадлежности
других людей к определенному полу, составе семьи, родственных
отношениях и взаимосвязях, семейных традициях, обществе, его
национальнокультурных ценностях, государстве и принадлежности к
нему, имеет представление о жизни людей в своей республике, имеет
некоторые представления о важных исторических событиях
Отечества;
способен воспринимать и понимать произведения различных
видов искусств, имеет предпочтение в области музыкальной,
изобразительной, театрализованной деятельности, выражает интерес
к культурным традициям своего народа в процессе знакомства с
различными видами и жанрами искусства, обладает начальными
знаниями об искусстве, способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели, демонстрирует
сформированные предпосылки к учебной деятельности.
1.5. Педагогическая диагностика достижения планируемых
результатов.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на
изучение деятельностных умений ребенка, его интересов,
предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Цели
педагогической диагностики, а также особенности ее проведения
определяются требованиями ФГОС ДО. Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Оптимальным является ее проведение на начальном этапе
освоения ребенком образовательной программы в зависимости от
времени его поступления в дошкольную группу (стартовая
диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его
возрастной группой (заключительная, финальная диагностика).
Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики
позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
Основным методом педагогической диагностики является
наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные
характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные
показатели возможных достижений детей на разных этапах
дошкольного детства в соответствующих образовательных областях.
Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и
проанализировать динамику в развитии ребенка на определенном
возрастном этапе, а также скорректировать образовательную
деятельность с учетом индивидуальных особенностей развития

ребенка и его потребностей. Результаты наблюдения могут быть
дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет
выявить причины поступков, наличие интереса к определенному
виду деятельности.
Содержательный раздел
2.1. Региональная программа реализуется через взаимодействие
пяти образовательных областей:
Физическое развитие:
-национальные осетинские игры;
- познавательные беседы о значении трав растений Осетии для
здоровья; -осетинская кухня и полезные продукты.
Социально-коммуникативное развитие
-знакомство с укладом жизни осетин;
-знакомство с осетинскими традициями, обычаями;
- познавательные беседы о труде осетин, орудиях труда.
Речевое развитие:
- знакомство с творчеством осетинских писателей, поэтов знакомство с нартским эпосом, сказками, легендами - знакомство
с устным народным творчеством.
Познавательное развитие:
- знакомство с историей родного края, его символикой,
легендарными личностями
-знакомство с историей Владикавказа, ее
достопримечательностями - знакомство с природой и
животным миром Осетии.
Художественно-эстетическое развитие:
-знакомство с творчеством осетинских художников и композиторов
-знакомство с памятниками архитектуры
-знакомство с народными мастерами
-знакомство с музыкальным фольклором и старинными
музыкальными инструментами
-знакомство с традиционными праздниками.
2.2. Образовательная деятельность в соответствии с
образовательными областями по программе этнокультурного
воспитания
Комплексный целенаправленный и последовательный подход к
образованию и воспитанию дошкольника, начиная с самого раннего
дошкольного возраста, проходя через все образовательные ступени,
постепенно усложняясь по глубине и содержанию, формируется и
образовывается личность ребенка, как гражданина своей страны. С
учетом возрастных особенностей дошкольника, первой задачей
является воспитание гордости за родной народ, ценностное

отношения к родному языку, традициям и обычаям, привитие
чувства сопереживания и ощущения себя частью окружающего
мира. В занятиях по всем видам деятельности необходимо
воспитывать уважение к старшим, родственникам, окружающим
людям, родителям, через знакомство с народными сказками,
поговорками, загадками и литературными произведениями
осетинских авторов.
Соблюдая важный принцип отбора сведений, использовать,
прежде всего, близкий и доступный материал, что соответствует
наглядно-действенному и наглядно–образному мышлению
дошкольника. В современной педагогической практике активно
происходит переход от информационно–объяснительной технологии
обучения к деятельностно– развивающей. При этом особую
важность приобретают способы усвоения информации, развитие
познавательных возможностей детей, включение дошкольника во
взаимодействие со взрослым без принуждения, так как только то,
что сделано и пережито самим ребенком, становиться основой его
культуры и опыта. Выстраивать свою работу так, чтобы дошкольник
осваивал национальную культуру деятельно - созидательно,
творчески погружаясь в нее. На занятиях использовать «педагогику
сотрудничества» уводить детей с позиции пассивного усвоения
знаний, умений и навыков на позицию творческой активности,
инициативы и самостоятельности. Учитывать природно–
климатические и культурно–исторические особенности региона,
историческую последовательность обобщающих факторов, переход
от родной культуры к другим культурам, от родного порога к другим.
Возможность перехода информационного содержания занятия в
практическую деятельность позволяет через привитие любви к
членам семьи, к детскому саду, к городу формировать уважительное
отношение и любовь к родному краю и стране.
Обучение осетинскому языку как неродному в системе
дошкольного воспитания обладает большими потенциальными
возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические
особенности ребёнка дошкольного возраста, свидетельствующие о
быстром усвоении второго языка в данном возрасте. Раннее
обучение языкам играет положительную роль не только в развитии
интеллектуальных способностей ребёнка, но и даёт возможность
приобщения детей к национальному языку и культуре с целью
воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой
другой культуры.
Необходимо способствовать тому, чтобы дети могли говорить на
родном языке в семье, в обществе, и не просто говорить, а
любоваться родным языком. Одним из путей сохранения
национальных языков и культур является раннее языковое
образование
Внимание к осетинскому языку как к главному элементу
национальной культуры органично и целесообразно воспитывать
именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный

язык, связанный с бытовой сферой общения и с окружающей
действительностью, а также язык устного народного творчества.
В результате многочисленных научных исследований было
определено, что начинать обучение языку нужно как можно раньше,
поскольку именно в детстве, когда язык учится не с самоцелью, а в
качестве средства постижения мира, этот путь изучения
оказывается наиболее естественным. Дети, приступившие к
изучению языков в раннем возрасте, не только не отстают от своих
ровесников, но чаще всего опережают их по многим показателям
развития. Обнаружено и аргументировано, доказано, что память у
них развита лучше. Такой ребенок обычно размышляет более
логично, чем его одноязычный сверстник, и оказывается
сообразительнее, почти всегда заостряет внимание на
лингвистических явлениях, ему легко даются математика и
гуманитарные науки.
2.3. Задачи реализации Программы
Комплексно-тематическое планирование образовательного
процесса Региональной программы разработано в соответствии с
возрастными особенностями детей с учетом интеграции
образовательных областей и рекомендации Федеральной
образовательной программы дошкольного образования: «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
развитие» При реализации задач и содержания региональной
программы обеспечивается интеграция воспитания и обучения в
единном образовательном пространстве. Задачи воспитания
направленны на приобщение детей к ценностям Российского народа.
Образовательная среда дошкольной образовательной организации
состоит из следующих компонентов:
1. Предметный компонент: все предметы, которые окружают
ребенка, наделенные смыслом, реализующие определенную задачу,
направленную на развитие ребенка в соответствии с возрастом.
2. Социальный компонент: сверстники, педагоги, окружающие
ребенка. 3.
Психолого-педагогический компонент: содержание
образования, педагогические технологии, результаты освоения
образовательной программы.
2.4. Формы, методы, способы и средства реализации региональной
программы
Организованная образовательная деятельность реализуется
через различные виды детской деятельности (игровой,
познавательной, исследовательской, коммуникативной) или их
интеграцию, выбор которых осуществляется педагогом. Воспитатель
предусматривает не только формы организации образовательной
деятельности, способы, методы и средства реализации

образовательных задач, но и определяет наиболее эффективную
модель обучения.
1. Модель – учебно-дисциплинарная предусматривает
организованную образовательную деятельность (ООД), содержание,
которого реализуется в непосредственно деятельности с детьми.
Воспитатели групп должны систематически закреплять материалы
образовательного, языкового, воспитательного образования,
опираясь на разнообразие задач и интеграцию детских видов
активности.
2. Модель - развивающая предусматривает обучение детей
осетинскому языку в условиях непосредственно образовательной
деятельности и в ходе режимных моментов. Весь процесс
постижения второго языка выстраивается в совместной
деятельности, в котором удовлетворяется потребность ребенка в
общении.
Специально организованная учебная речевая ситуация
предполагает создание отдельной комнаты, в которой будут созданы
условия для речевого развития. Она может быть оснащена
мультимедийным оборудованием, яркими наглядными пособиями,
дидактическими аудио-видео-материалами. Такое помещение можно
оснастить государственной символикой России и Осетии,
фотографиями с изображением столиц России и Осетии, главных
достопримечательностей родного города и села, красочными
альбомами осетинского и русского декоративно-прикладного
искусства, развивающими играми, различными детскими
рисунками, проектами, игрушками-персонажами осетинских сказок,
детской художественной литературой, предметами для организации
сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
Образовательную деятельность в ходе режимных моментов
воспитатель выстраивает таким образом, чтобы в естественных
ситуациях общения закрепить материал, пройденный в рамках
организованной образовательной деятельности.
В течение дня необходимо так выстроить общение с ребенком,
чтобы он смог вступить в диалог, ответить на вопросы, задать их,
выполнить поручение по ходу совместной деятельности, то есть
осмысленно осуществлять речевые действия.
3. Модель – личностно-ориентированная реализуется в условиях
совместной партнерской деятельности взрослых и детей в течение
дня. Прежде всего, следует обеспечить комфортное нахождение
ребенка в группе, где он не должен страдать от того, что не всё
понимает. В детском саду, где есть двуязычные дети, каждый
взрослый (родитель, воспитатель, младший воспитатель) является
педагогом по развитию речи. Они используют возникающие
ситуации, чтобы познакомить ребенка с типовыми фразами,
употребляемыми в тех или иных обстоятельствах.
Воспитателю
следует постоянно называть предметы, находящиеся в окружении

ребенка, использовать иллюстрированные картотеки, время от
времени брать в руки игрушку-персонаж и разговаривать с ней
(меняя голос по роли), давая образец коммуникативных
высказываний. Ребенок нуждается в ярких картинках с достаточно
крупными изображениями. Поэтому полезно развешивать большие
тематические плакаты, предполагающие называние предметов и их
свойств. За педагогом остается право выбора одной из моделей
обучения или их комбинирования, а также создание других
вариативных моделей.
Формы работы с детьми:
- беседы, тематические прогулки, экскурсии, наблюдения;
- занятия на основе метода интеграции;
- рассматривание подлинных изделий народного искусства,
иллюстраций, альбомов, открыток;
-выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
- дидактические, подвижные, словесные игры;
-экспериментирование с различными художественными
материалами;
- развлечения, фольклорные праздники;
- заучивание считалок, прибауток, потешек, стихов, народных песен;
- использование народных игр, в том числе хороводов;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- рассматривание книг, альбомов, просмотр слайдов и видеофильмов
об Осетии.
Одна из форм работы с детьми – творческие мастерские.
Цель: приобщение к народным промыслам республики через
продуктивные виды деятельности. Работа в творческих мастерских
ведѐтся как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.
Значимой частью работы творческих мастерских является
кружковая деятельность по лепке из глины.
«Гончарная мастерская»: это знакомство с историей создания
игрушки, керамики, изделия из глины, украшенные различными
способами, создание декоративных украшений, скульптуры.
«Бисероплетение»: знакомство с историей бисероплетения,
различными видами бисера, материалами для работы, с техниками
бисероплетения и безопасности при выполнении работ из бисера.
«Декоративная роспись»: знакомство с осетинским орнаментом с
одним из самых древних видов народных промыслов народа,
использование мотивов осетинского орнамента. Результаты
продуктивной деятельности оформляются в форме тематических
выставок.
«Ниткография»: украшения цветными нитками осетинского
костюма, кукольной скатерти и постельного белья и т.д.
Проектная деятельность.

Цель: развитие поисковой активности, развитие инициативы,
побуждение к творческому выполнению заданий, проявлению своих
чувств.
Деятельность по реализации проектов через организацию
совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, создание
условий для самостоятельной деятельности детей, организацию
взаимодействия с семьями воспитанников. Темы мини-проектов
связаны между собой логически и вместе представляют целостную
картину сведений о родной Республике.
1. «Я и моя семья» - способствует воспитанию гуманного отношения
к членам семьи, их занятиям, формирование представлений о
семейных ценностях и традициях.
2. «Наш город - Моздок» тема направлена на ознакомление детей с
родным городом, его прошлым и настоящим, его
достопримечательностями, трудовой деятельностью людей,
живущих в городе.
3. «Наша Родина – республика Северная Осетия-Алания»
4. «Художественные ремесла Осетии»
5. «Традиции и праздники народов Алании»
6. «Осетия – спортивная»
7. «Защитники Отечества» и т.д.
Специально организованные уголки краеведения в детском саду
должны соответствовать ряду требований: хорошая освещенность в
дневное и вечернее время, целесообразность размещения
экспонатов, безопасность, доступность, эстетичность, научность и
достоверность представленного материала.
Организация этнокультурного центра в возрастных группах,
позволяет
повысить качество работы с детьми в области
ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в
центре, дошкольники применяют на практике знания, которые они
получили при посещении музеев, во время экскурсий с родителями
по городу. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем
ведется и в книжном уголке, где выставляются книги
познавательного характера (иллюстрации о природе родного края,
фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
При создании предметно-пространственной среды необходимо
обеспечить возможность реализации разных видов детской
активности с учетом компонентов:
- культуры еды, приготовления пищи;
- культуры воспитания, речевой культуры, как на осетинском, так и
на русском языке;
- семейные традиции, праздники:
- двигательной, включая формы активности с учетом традиций:
народные подвижные, хороводные, спортивные состязания
«Зилахар» и т.д.); - игровая культура: пособия для сюжетно-ролевых
игр куклы с национальной одеждой, обувь, костюмы, посуда,
рабочие инструменты;
- познавательно-исследовательской:
центры, оснащенные оборудованием и информационными

ресурсами, приборами и материалами для разных видов
познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека,
уголок природы, огород на подоконнике, для исследования и
познания ремесленных культур осетинского народа: вязание,
чеканка, работа с глиной, природы родного края, памятников
культуры;
- центр художественно-изобразительной культуры: живопись,
хореография музыкальная литература, народного фольклора,
изобразительного творчества, включая декоративно-прикладное
искусство, конструирование, музыкальное творчество (восприятие
и понимание смысла музыкальных произведений русских и
осетинских композиторов, пение русских и осетинских песен,
исполнение русских и осетинских танцев, игра на народных
музыкальных инструментах).
Предметно-пространственная среда этнокультурного центра
(минимузей) включает в себя следующие разделы:
- «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные
фотографии, но и составить семейное древо; или наоборот
уединится одному, рассматривая фото;
- «Город мой - Владикавказ», в котором дети могут заниматься
разными видами деятельности – смотреть книги о городе
современном и старинном, решать познавательные задачи о
городе, путешествовать по районам города (карта города);
- «Природа нашего края», где собраны гербарии, макеты природных
зон, растения и животные; здесь дети проводят опыты, ведут
наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и
утверждаются в своих предположениях;
- «Хочу все знать» — зона детской художественной литературы,
иллюстраций и книг о Владикавказе, Москве, Южной Осетии,
КабардиноБалкарии и других соседних регионах;
- «Игралочка»: настольно-печатные игры по теме «Укрась
орнаментом», картотеки пословиц, поговорок, загадок, считалок,
потешки, подборка произведений и стихов местных авторов с
иллюстрациями;
-«Народные игрушки»: предметы и игрушки: куклы, глиняные
персонажи людей, животных;
- «Музыкальные инструменты»: образцы музыкальных инструментов
гармонь, арфа, далафандыр, балалайка, барабан и т.д.;
-«Наши герои»: наглядный и демонстрационный материал, медали и
макеты военной техники, изготовленные родителями и их
воспитанниками;
- «Ремесла»: материал для ознакомления с деятельностью народных
умельцев, образцы народного творчества, расписная орнаментом
посуда, вышитые салфетки, элементы народного костюма
В детском саду среда организуется как «социокультурная
практика», при этом средствами организации среды выступают
элементы народной педагогики: мини-музеи, уголки народного
творчества, краеведческий уголок.

Среда мини-музея в дошкольном образовательном учреждении
предназначается для активной, творческой деятельности детей по
таким направлениям, как поисковая, научно-исследовательская,
экспозиционная, культурно-образовательная.
Художественные средства - фотографии, фотоальбомы,
художественная литература, видеоматериалы о городе, республике,
природе родного края.
Социально - средовые средства включают
в себя семейную среду (обычаи, традиции, обряды).
Отличие краеведческого мини-музея дошкольного учреждения от
настоящего музея заключается в следующем: в настоящих музеях
трогать ничего нельзя, а в краеведческом мини-музее учреждения не
только можно, но и нужно! Музей дошкольного образовательного
учреждения можно посещать каждый день, самому менять,
переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В
обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он —
соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа,
мама, бабушка и дедушка. Музей — результат общения, совместной
работы воспитателя, детей и их семей.
В работе с участниками образовательного процесса используются
разные формы работы:
С родителями: создание мини-музея, проведение конкурсной
работы среди родителей воспитанников, выставки семейных
поделок, оформление альбомов «Моя семья», «Как мы проводим
выходные», «Мы за здоровый образ жизни». Устраивать
традиционные национальные праздники с участием родителей,
совместные экскурсии в музеи города, посещение спортивных
мероприятий.
С педагогами: проведение конкурсов среди педагогов ДОУ
«Лучший этнокультурный центр в группе», «Национальные игры»,
«Конкурс лэтбуков», стенгазет «Мама на работе!», «Мой папа самый
лучший!».
Организация семинаров, мастер-классов по организации народных
игр с детьми, изготовление демонстрационных материалов,
изготовление дидактических игр для детей.
С детьми: проведение конкурсных работ «Мы рисуем мир!»,
«Конкурс чтецов», поделок, альбомы – эстафеты «Моя семья», «Как мы
проводим выходные». Проектная деятельность, опытноисследовательская работа, наблюдения детей в природе, трудовая
деятельность на участке детского сада, художественное творчество
детей, сюжетно-ролевые игры национально - регионального
содержания «Путешествие на галзарме», «Мы пришли в музей».
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Кадровое обеспечение.

Реализацию региональной программы в ДОУ обеспечивают под
руководством заведующей заместителя заведующей по ВР:
воспитатели группы, музыкальный руководитель, руководитель
физического воспитания.
Воспитатель:
- организация образовательной деятельности в условиях двуязычия;
- создание в группе условий для приобщения детей к базовым
ценностям осетинского народа, патриотического воспитания:
развивающей среды, фонда методических, наглядноиллюстративных материалов;
- выполнение отдельных проектов;
- организация пространства в помещении детского сада: групповые
национальные уголки;
- построение краеведо-туристической работы по сезонным циклам; работа с родителями.
музыкальный руководитель:
- Разучивание песен и танцев, усиливающих эмоциональное
восприятие родного края и родного языка;
- Организация проведения праздников, досугов;
- работа с родителями;
- подбор музыкальных произведений (слушание осетинской музыки,
песни о родном крае, авторские музыкальные произведения и т.д.).
руководитель физического воспитания:
- физкультурные национальные досуги;
- проведение национальных подвижных игр, организация
туристических походов, пеших прогулок.
3.2. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметнопространственной среды может предусматривать совместную
деятельность педагогов, и воспитанников, использованию в
воспитательном процессе : - знаки и символы республики,
населенного пункта и ДОУ;
компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и
другие особенности социокультурных условий, в которых находится
ДОУ;
- компоненты среды, отражающие экологичность, природу и
безопасность;
- компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных
поколений, радость общения с семьей;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность
познавательного развития, экспериментирования, освоения новых
технологий;

- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность
посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни
человека и государства;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для
укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа
жизни, физической культуры и спорта;
- компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность
погружения в культуру республики, знакомства с особенностями
традиций осетин.
Вся среда ДОУ должна быть
гармоничной и эстетически привлекательной. При выборе
материалов и игрушек для среды необходимо ориентироваться на
продукцию отечественных и территориальных производителей.
Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать
возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и
иметь документы, подтверждающие соответствие требованиям
безопасности.
При проектировании РППС нужно учитывать:
- местные этнопсихологические, социокультурные,
культурноисторические и природно-климатические условия;
- возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности,
содержание образования;
- задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
- возможности и потребности участников образовательной
деятельности (детей и их семей, педагогов и других сотрудников
ДОУ, участников сетевого взаимодействия и других участников
образовательной деятельности).
С учётом возможности реализации образовательной программы ДОУ
в различных организационных моделях и формах РППС должна
соответствовать:
- требованиям ФГОС ДО;
- образовательной программе ДОУ;
-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в
ДОУ;
- возрастным особенностям детей;
- воспитывающему характеру обучения детей в ДОУ;
- требованиям безопасности и надежности.
Центры детской активности, которые обеспечивают все виды
детской деятельности, в которых организуется
образовательная деятельность.

В группах раннего возраста создаются 6 центров детской
активности:
1. Центр двигательной активности для развития основных
движений детей.
2. Центр сенсорики и конструирования для организации
предметной деятельности и игры с составными и динамическими
игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета,
размера.
3. Центр для организации предметных и предметноманипуляторных игр, совместных играх со сверстниками под
руководством взрослого
. 4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития
восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и
лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности,
освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия
смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
6. Центр экспериментирования и труда для организации
экспериментальной деятельности с материалами и веществами
(песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и
становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка,
совок, лопатка и пр.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
предусматривается следующий комплекс из l2 центров детской
активности:
1. Центр двигательной активности;
2. Центр безопасности;
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации
сюжетноролевых детских игр, предметы-заместители;
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды
строительного материала и детских конструкторов, бросового
материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов
для организации конструкторской деятельности детей;
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный
дидактический материал и развивающие игрушки;
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда,
игровое оборудование, демонстрационные материалы и
дидактические пособия;
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого
обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об
окружающем мире;

8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную
литературу для детей;
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого
позволяет организовать музыкальную и театрализованную
деятельность детей;
10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального
напряжения воспитанников;
11. Центр коррекции предназначен для организации совместной
деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ;
12. Центр творчества детей, предназначенный для реализации
продуктивной деятельности детей.
РППС в центрах активности может включать, в соответствии с
возрастными особенностями воспитанников, следующие разделы:
«Книга – лучший друг» это раздел центра детской художественной
литературы, иллюстраций и книги об Осетии, России и о соседних
регионах, книги и альбомы познавательного характера по
знакомству с малой Родиной, художественная литература о
республике, о ВОВ, творчество местных писателей и поэтов, подбор
журналов и газет о родном городе, книжки-самоделки и лэпбуки
сделанные совместно с родителями.
«Природа нашего края», где
собраны коллекции, гербарии, макеты природных зон, виды гор,
растения и животные; здесь дети проводят опыты, ведут
наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и
утверждаются в своих предположениях;
«Хочу все знать» «Красная книга Осетии»,
«Игралочка»: настольно-печатные игры по теме краеведения,
картотеки на тему «Игры разных народов», «Загадки народов РФ»,
«Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных
авторов;
«Национальный сундучок»: «Шкатулка осетинских слов»,
картотека народных игр, материал для игр и ознакомления с
орнаментом, национальной одеждой, бытом.
«Народные игрушки»: предметы и игрушки старины, игрушкисамоделки;
«Музыкальная палитра»: образцы осетинских
музыкальных инструментов, портреты композиторов, артистов;
«Наши герои»: наглядный и демонстрационный материал, медали
и макеты военной техники, изготовленные родителями и их
воспитанниками:
-стенгазеты тематические «Вспомним их поименно», «Освобождение
Кавказа» «Легендарные личности», «Труд людей родной земли»;
«Мастерская»: материал для ознакомления с деятельностью народных
умельцев, образцы народного творчества, расписная посуда,
вышитые салфетки, элементы народного костюма;
«Осетия спортивная» - материал по знакомству со спортивными
достижениями наших земляков (борцы, футболисты, штангисты,

фехтовальщицы, гимнастки и т.д.) с последними спортивными
событиями.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о
целостности образовательного процесса и включать необходимые для
реализации содержания каждого из направлений развития и
образования детей (согласно ФГОС ДО).
Ценности истории и культуры родного края дети могут познавать
в «Мини-музее», или «Осетинская сакля» цель которого - повысить
качество работы в области ознакомления с историей, традициями и
культурой родного края. Специально организованные помещения в
детском саду должны соответствовать ряду требований: хорошая
освещенность в дневное и вечернее время, целесообразность
размещения экспонатов‖, доступность, эстетичность, научность и
достоверность представленного материала по знакомству детей:
-с историей родной Республик
-с укладом жизни осетин;
-с особенностями взаимоотношений в осетинской семье;
-обычаями и традицией родного края;
-с бытом осетин в старину, предметами осетинского быта, их
назначением;
-с осетинской кухней;
-с убранством комнаты для гостей;
-с народными инструментами, с их звучанием, историей их
возникновения;
-с развлечениями и играми осетин - с осетинским фольклором,
разнообразием его жанров;
-организовать сюжетно-ролевые игры.
Например, в этнокультурном уголке
младшей группы:
1. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка).
2. Материал о родном городе/селе (3-4 иллюстрации).
3. Художественная литература на осетинском языке, (содержание
соответствует возрастным особенностям детей).
4. Иллюстрации к произведениям осетинских писателей, осетинским
народным сказкам и нартовским сказаниям.
5. Портрет К.Л. Хетагурова.
Средняя группа
1. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка).
2. Материал о родном городе/селе (6-7 иллюстрации).
3.Информационный и наглядный материал о Республике Северная
Осетия-Алания (города и села, животный и растительный мир).
4. Информационный материал о быте и жизни осетин.
5. Художественная литература на осетинском языке (содержание
соответствует возрастным особенностям детей).
6. Иллюстрации к произведениям осетинских писателей, осетинским
народным сказкам и нартовским сказаниям.
7. Портреты осетинских детских писателей.

Старшая группа
1. Символика Республики Северная Осетия-Алания (герб, флаг,
гимн). Информационный и фотоматериал.
2. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка).
3. Информационный и наглядный материал о родном городе/селе
(альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).
4. Информационный и фотоматериал о столице г. Владикавказ.
5. Информационный и наглядный материал о Республике Северная
Осетия-Алания (города и села, животный и растительный мир).
6. Информационный материал о быте и жизни осетин.
7. Портреты осетинских писателей, их произведения. Осетинские
народные сказки и нартовские сказания.
Подготовительная группа
1. Символика Республики Северная Осетия-Алания (герб, флаг,
гимн). Информационный и фотоматериал.
2. Портрет Главы Республики Северная Осетия-Алания.
3. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка). 4.
Информационный и наглядный материал о родном городе/селе
(альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).
5. Информационный и наглядный материал о г. Владикавказ.
6. Информационный и наглядный материал о Северной Осетии
(достопримечательности, животный и растительный мир).
7. Информационный материал о быте и жизни осетин.
8. Портреты осетинских писателей, их произведения. Осетинские
народные сказки и нартовские сказания.
9. Материал о композиторах, художниках

3.3. Материально - техническое обеспечение региональной
Программы
Организация должна создать материально-технические условия,
обеспечивающие:
1.Возможность достижения воспитанниками планируемых
результатов освоения региональной Программы.
2.Выполнение Организацией требований санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
В зависимости от возможностей, Организация может создать
условия для материально-технического оснащения дополнительных
помещений: детских библиотек и видеотек, компьютерно-игровых
комплексов, дизайнстудий, и театральных студий, изостудий минимузеи, осетинская студия для организации сюжетно-ролевых игр,
экологических троп на территории Организации, позволяющих
расширить образовательное пространство и знакомство с историей
родного края.
Организация должна быть оснащена полным набором
оборудования для различных видов детской деятельности в

помещении и на участке, игровыми и физкультурными площадками,
озелененной территорией, мебель, техническое оборудование,
спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для
художественного, театрального, музыкального творчества,
музыкальные инструменты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».