Пояснительная записка Данная программа «Говорим правильно» направлена на работу по развитию речи детей и занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Направленность программы дополнительного образования «Говорим правильно» - социально-гуманитарная (направлена на развитие речи детей дошкольного возраста). Адресат программы дети 5 – 6 лет Актуальность программы дополнительного образования «Говорим правильно» дошкольного вытекает возраста из и особенностей определяется речевого развития необходимостью детей уделять дополнительное внимание и время данному аспекту в связи многонациональным составом детей, посещающих МБДОУ – детский сад №37 с.Раздольное. Для более, чем 50% детей русский язык не является родным с рождения, что создает дополнительные трудности в его овладении. Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, целенаправленно О.С.Ушакова и др.) и отмечают обновления и систематизации необходимость речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения Отличительные особенности заключаются в содержании программы, что позволяет акцентировать внимание на особенностях речевого развития детей дошкольного возраста и дает возможность уделять дополнительное внимание и время данному аспекту в связи многонациональным составом детей, для большинства которых русский язык не является родным языком. Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения включены новые педагогические технологии в проведении занятий (игровые технологии, технологии моделирования) Педагогическая целесообразность программы Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Уровень освоения программы – базовый Цель программы: Создание условий для овладения нормами и правилами родного языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - Способствовать овладению родным (русским) языком. - Научить правильно использовать разговорную речь в повседневной жизни и общении в многонациональной языковой среде. Развивающие: - Развитие умения свободно общаться со взрослыми и детьми. - Развитие интереса и желания воспитанников знакомиться с русской народной культурой, устным народным творчеством. - Развитие у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи). - Развитие коммуникативных способностей. - Развитие связной речи (диалогической и монологической форм). Воспитательные: - Воспитать звуковую и лексическую культуры речи. - Воспитать уважение и любовь к русской культуре через знакомство воспитанников с устным народным творчеством. Объем и срок реализации программы Программа «Говорим правильно» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 5-6 лет. В кружке должно заниматься не более 15 человек. Срок реализации программы 1 год. Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю. С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период проводятся с детьми 8 занятий по 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 80часов (72 часа учебный год +8 часов летний период). Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой деятельности, включения динамических пауз (5 -8 минут). Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий отводится на практическую работу детей. Язык реализации программы – русский. Форма обучения – очная. Программа основывается на принципах. Принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности. Принцип «от простого к сложному». Постепенность: переход от совместных взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от простого до заключительного, максимально сложного задания; "открытие новых знаний". Принцип – воспитывающая и развивающая направленность. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др. Принцип – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (ребенок-ребенок, ребенок- педагог, ребенок-родитель) продуктивнотворческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задания, общаться с разными людьми и т.п. Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе. Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности дошкольника: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных. Принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь; Принцип – системность знаний (принцип взаимосвязи) - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений; Принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и (изобразительные антонимов) средства, и экстралингвистических невербальные средства, средств демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности); Принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей. Принцип обеспечения активной речевой практики. Язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности. Принцип последовательности. Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему. Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения. Формы и режим занятий Занятия в кружке не должны копировать уроки. Беседы могут занимать 5-10 минут. Это должны быть рассказы, дискуссии самих обучающихся. Беседы должны иметь характер контрольного опроса. Для контрольного опроса можно применять «карточки – задания», ответы на которые должны быть краткими и понятными. Такая система обучения и воспитания вселяет в воспитанников на каждом этапе обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и добиться определенных результатов. Основные формы обучения для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления к самостоятельной практической деятельности детей в данной программе: Интегрированные занятия; Практические занятия; Игровые формы организации занятий; Выставки; Экскурсии; Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. По каждому блоку предполагаются познавательные и ролевые игры, конкурсы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процессов позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Методы и приемы, используемые для реализации программы Для реализации программы на занятиях используются следующие педагогические методы обучения: Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа с литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное назначение метода – организация усвоения информации обучаемым путем сообщения им учебного материала и объяснение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества. Репродуктивный ( практические упражнения и задания; алгоритмы; программирование). Основное назначение опыта – формирование навыков и умений использования и применения научных знаний. Суть метода состоит в повторении (многократном) способа деятельности пол заданию педагога. Деятельность педагога заключается в разработке и сообщении образца, а деятельность воспитанника – в выполнении действий по образцу. Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа; случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.) основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем. Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект). Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем. Игровой. Используется при реализации программы в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением). Методы и приемы, используемые для реализации программы подразделяются: - Наглядные (непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии), опосредованное (изобразительная наблюдение наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам). - Словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос, чтение и рассказывание художественных произведений., заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал). - Практические (практические упражнения и задания; алгоритмы; программирование). - Игровые (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры, игровое сюжетно-событийное развертывание, игровые проблемнопрактические ситуации, имитационно-моделирующие игры, ролевые обучающие игры). Критерии и показатели результатов программы: Образовательный: Качество усвоения; Уровень овладения деятельностью; Социологический: Умение строить отношения в коллективе; Уровень развития коллектива Индивидуально-личностные: Широта и устойчивость интересов; Общекультурный кругозор; уровень мышления, воли, эмоциональной сферы; степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать, принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных возможностей, терпимость и лояльность. Воспитанности: сформированность качеств. Психологического комфорта: степень оптимизма, защищенности, уверенности; эмоциональное состояние; межличностные отношения; социальное благополучие. Планируемые результаты освоения Программы Словарь К концу года дети будут уметь: -активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации; -подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи; -понимать и употреблять разные значения многозначных слов; -дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные). Грамматика К концу года дети будут уметь: -образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе; -образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят); -строить сложные предложения разных типов. Фонетика К концу года дети будут уметь: - дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие; - изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания; - подбирать слова и фразы, сходные по звучанию. Связная речь К концу года дети будут уметь: - в пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей; - составлять описание, повествование или рассуждение; - развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей. Общение -Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. -Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности. -Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. -Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. -Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника. Содержательный раздел Основные задачи: Развитие связной речи. Овладение связной монологической речью — одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Развитие лексической стороны речи. Лексические единицы входят в сеть разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений — семантические поля. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла и значения, а в языке благодаря действию различных ассоциаций создаются различные параллельные способы выражения мыслей. Формирование грамматического строя речи. В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений). Развитие звуковой стороны речи. Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму. Звуковые единицы языка — звук, слог, такт, фраза — связаны между собой и составляют систему. Развитие образной речи. Образная речь является составной частью культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Сводный учебный план № п\п Наименование раздела, тема Количество часов 1. Вводное занятие 1 2. Диагностика 8 3. Олимпиады 2 4. Пересказ сказки, рассказа 15 5. Составление сюжетного рассказа по картине, по набору игрушек Рассказывание о личных впечатлениях 15 6. 2 9. Составление рассказа по скороговорке, на темы стихотворений Составление рассказа на заданную тему Составление описательного рассказа 10. Ознакомление с предложением 2 ВСЕГО часов 72 7. 8. 5 17 5 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1. Вводное занятие. 1 1 Форма контроля и аттестации Практических Количество часов Теоретических Тема занятий Всего часов № п/п Задания для высокого уровня: Д/и «Кто как кричит?». Д/и. «Что изменилось» 2,3, 4 Диагностика 3 3 Задания для низкого уровня: Д/игра «Повтори за мной». Задания для высокого уровня: Загадывание загадки; 5. Пересказ сказки «Лиса и рак». 1 1 6,7. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». 2 2 8,9 Рассказывание о личных впечатлениях на тему: «Наши игрушки». 2 2 Задания для низкого уровня: Рассматривание картины «Лиса с лисятами», беседа по ней Задания для высокого уровня: Придумывание рассказа по картине; Задания для низкого уровня: Игра «Что вы видите вокруг?» Задания для высокого уровня: Повторяет за воспитателем на одном выдохе громко и тихо. Задания для низкого уровня: Игра «Назови ласково» Задания для высокого уровня: Речевой материал (чистоговорки): Ца-ца-ца — весь день метет метелица. Ца-ца-ца — я целую зайца. Цо-цо-цо — надену на палец я кольцо. Цо-цо-цо — вытираю я лицо. Цы-цы-цы — к нам летят скворцы. Цы-цы-цы — в банке огурцы. Ца-ца-ца — центральная улица. Цо-цо-цо — у Анюты есть кольцо. Ца-ца-ца — наша Катя умница. Цо-цо-цо — есть у курочки яйцо. Ца-ца-ца — на лугу стоит овца. Цо-цо-цо — покажи свое лицо. Цо-цо-цо — на руке моей кольцо. Задания для низкого уровня: Звук Ц в слогах. Игра «Эхо» — повтори слоги. 10, 11 12, 13 Составление рассказа по скороговорке Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». 2 1 2 14, 15. Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом». 2 16, 17. Составление рассказов на темы стихотворений 2 1 2 2 1 1 Задания для высокого уровня: Беседа о своей любимой игрушки. Задания для низкого уровня: Отгадай загадку об игрушке. Задания для высокого уровня: картинки с изображением животных (предметов), в названии которых есть звуки (Ш) и (Ж) Задания для низкого уровня: Повтори звук потише, погромче. Задания для высокого уровня: Произнеси слово так, чтобы слышался звук [ Ж ] Задания для низкого уровня: Дети договаривают слово Задания для высокого уровня: Отгадывание загадок. Задания для низкого уровня: Д\и «Чей домик» 18, 19 20. 21. Составление рассказа на заданную тему. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята». Сочинение рассказа по картине «Ежи». 2 1 1 1 1 1 1 Задания для высокого уровня: Опиши лису (какая она, какие у неё повадки). Покажи пантомима лисы. Задания для низкого уровня: рассматривание иллюстраций с изображением животных и их детенышей. Задания для высокого уровня: Придумывание рассказа по картине Задания для низкого уровня: Какой звук в этом слове – [Ч ] или [Щ ]? Задания для высокого уровня: Отгадывание признаков «Про кого я сейчас скажу?» -большая, лохматая, сторожевая, заботливая? (собака). -маленький, любопытный, смешной? (щенок). Задания для низкого уровня: 22, 23. 24 25, 26 Составление рассказа на тему «Домашнее животное». 2 Составление рассказа на заданную тему. 1 Составление описательного рассказа о предметах посуды 2 2 Игра «Кто с кем дружит?» Образец: «Собака дружит со щенком, потому что она его мама», и соединяет кружки между собой линиями с помощью фломастера (играют пока все кружки не будут соединены между собой). Задания для высокого уровня: Отгадывание загадок. 1 Задания для низкого уровня: Д\и «Чей домик» Задания для высокого уровня: Д/и «Магазин посуды» (опиши, что за посуда, какая она, для чего нужна) 2 Задания для низкого уровня: проговаривание стихотворения с помощью воспитателя. Задания для высокого уровня: Д/и «Я начну, а вы продолжите» Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет», стр.175 27. Пересказ рассказа Е.Калининой «Про снежный колобок». 1 1 28. Составление рассказов на темы стихотворений 1 1 Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». Задания для высокого уровня: Произнеси слово так, чтобы слышался звук [ Ж ] Задания для низкого уровня: Дети договаривают слово Задания для высокого уровня: Карточки с изображением матрешки, петрушки, шара, чебурашки, зайца, волка, мишки, шишки, собаки). задание: Откройте глазки и выберите те игрушки, в названии которых есть звук - ш -. Если звук - ш - нет, измените слово так, чтобы там появился звук - ш -, например: заяц - зайчишка. Произнесите слово так, чтобы отчетливо слышался звук -ш Задания для низкого уровня: 29. 30. 31, 32. 33, 34. 35, 36. 37,3 8. 39, 40. Составление рассказа по картине «Река замерзла». Олимпиада. Промежуточная диагностика. Составление рассказа на тему «Игры зимой». Пересказ сказки «Петух да собака». Составление рассказа по картине «Северные олени». Составление описательного рассказа на тему «Зима». 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 Поднимите правую руку вверх, если услышите звук - ш - в словах. Если звука - ш нет, то руки прячем за спину. Задания для высокого уровня: Придумай короткий рассказ на тему скороговорки «Волк на лужайке – задрожали зайки» Задания для низкого уровня: 1. Выполнить задание и несколько раз повторить стихотворение. - Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «ж» 2. Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуком «Ж». Задания для высокого уровня: Назовите имя, в котором слышите звук [С] и [Ш] Задания для низкого уровня: Закончите шутки – чистоговорки: са-са-са… в лесу живёт лиса (на дворе роса); Ша-ша-ша…мы любим малыша (я сижу у шалаша). Задания для высокого уровня: Д/и «Назови слова, противоположные по смыслу» Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Чем отличаются похожие лица и предметы» Задания для высокого уровня: Описать детьми картину без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Договаривай за мной». Задания для высокого уровня: Придумывают рассказ о зиме. 2 2 2 2 Задания для низкого уровня: Определи, какой звук чаще встречается в стихотворении? Проговаривают 41,42скороговорку (медленно, быстрее). Задания для высокого уровня: Д/и «Добавь слово» Задания для низкого уровня: Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуком «ч». Задания для высокого уровня: Описать детьми картину без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Рассматривание иллюстрации к сказке «лиса и кувшин». 41, 42. Ознакомление с предложением 2 1 1 Дидактическая игра. «Подбери слово». Задания для высокого уровня: Рассказ детьми самого интересного в группе без помощи вопросов воспитателя. 43, 44. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» 2 2 45, 46. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». Составление рассказа на заданную тему. 2 2 47, 48. 49, 50. 51, 52. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» Составление рассказа на заданную тему. 2 2 2 1 1 2 2 53, 54. Пересказ сказки Л.Н.Толстого «Пожарные собаки» 2 2 55, 56. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. 2 2 57, 58. Сочинение на тему «Приключения зайца» 2 2 Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». Задания для высокого уровня: Дети самостоятельно придумывают путаницы, нелепицы – то, чего на самом деле не бывает. Задания для высокого уровня: Придумывание концовки сказки детьми. Задания для низкого уровня: Д/и «Сколько слогов в слове?» Задания для высокого уровня: Дети самостоятельно придумывают путаницы, нелепицы – то, чего на самом деле не бывает. Задания для низкого уровня: Дети последовательно отвечают на вопросы воспитателя. Задания для высокого уровня: Дети заканчивают шутку – чистоговорку за воспитателем. Задания для низкого уровня: Рассматривание иллюстраций к рассказу «Пожарные собаки». Задания для высокого уровня: Выполнить задание и несколько раз повторить стихотворение. - Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. - Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу) - найдите слова, которые начинаются со звука «С» - в каких словах встретились оба звука? Задания для низкого уровня: Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «С» или «Щ». Задания для высокого уровня: Краткий рассказ «Сказки про ЗАЙЦА». Задания для низкого уровня: Пересказ сказки по иллюстрациям. Задания для высокого уровня: Дидактическая игра «Найди картинку». Перед детьми лежат карточки с картинками и круги. Дети должны среди картинок найти ту, в названии которой есть звук [л] или [ль] и закрыть эту картинку фишкой. Задания для низкого уровня: Игра «Найди лишнее» (на мольберте вывешены картинки. Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука л, ль, принимают решение, 59, 60. Сочинение рассказа на предложенную тему. 2 61. Пересказ рассказа Я.Тайца «Послушный дождик» 1 1 62. Составление рассказа по картине «Зайцы» 1 1 63, 64. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. 65. Составление рассказа на тему: «Как Сережа нашел щенка» 2 2 2 1 1 66. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». 1 1 67, 68. Русская народная сказка «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов. 2 2 69. Олимпиада 1 1 70, 71, 72. Диагностика (итоговое занятие) 3 3 Всего часов: Летний период с 1-06. по 30.06. убрать картинку или оставить. Отвечают полным предложением). Задания для высокого уровня: Д/и» «Что делает человек той или иной профессии» Задания для низкого уровня: Самостоятельное составление детьми рассказа. Задания для высокого уровня: Дети подбирают слова сходные по звучанию. Воспитатель начинает первую строчку, дети продолжают. Задания для низкого уровня: Отгадывание загадок Задания для высокого уровня: Выполнить задание и несколько раз повторить стихотворение. - Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока. - Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу) - найдите слова, которые начинаются со звука «С» - в каких словах встретились оба звука? Задания для низкого уровня: Придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «С» или «Щ». Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». Задания для высокого уровня: Объяснение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется» «Сам себя губит, кто других не любит» Задания для низкого уровня: Д/и «Закончи предложение» Задания для высокого уровня: Чтение стихов. Задания для низкого уровня: Рассматривание книги А.Барто «На заставе» 72 6 66 1. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. 1 2. 3. 4. 1 Рассказывание по итогам экскурсии и бесед «Летний отдых». Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. 1 1 1 1 Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел» Составление рассказа по итогам экскурсии, с опорой на картинку «В школу». 1 Составление рассказа по итогам экскурсии, с опорой на картинку «В библиотеку». 8. 1 Составление рассказа из серии сюжетных картин. Олимпиада. Всего часов: Общее количество часов: Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. 1 6,7. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. 1 5. Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». Задания для высокого уровня: Составление рассказа без помощи вопросов воспитателя. 2 2 1 1 8 8 80 6 74 Задания для низкого уровня: Дидактическая игра. «Подбери слово». Содержание и методическое обеспечение программы Тема занятия Программное содержание Методическое обеспечение Вводное - связная речь: закреплять умение - Д/и «Чудесный мешочек». занятие. составлять описание предмета, - Д/и «Что изменилось?» Диагностика рассказывать о его внешнем виде, - Чистоговорка: . качествах и свойствах; «Ра-ра-ра – у мышонка есть - словарь и грамматика: нора. Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре. Ры-ры-ры – учить согласованию существительных, прилагательных и сильно жалят комары. Ри-риместоимений в роде; ри – на ветках снегири. учить пользоваться точными Ар-ар-ар – кипит наш наименованиями для называния самовар. детенышей животных; обратить Арь-арь-арь – на стене висит внимание на то, что не все названия фонарь» детенышей звучат так же, как и - Скороговорка: «Три вороны названия взрослых животных того же на воротах». вида; Мешочек с овощами и - звуковая культура фруктами (морковь, огурец, речи: закреплять представления о яблоко, апельсин, редис, том, что звуки в словах произносятся лимон) в определенной последовательности; - Чтение рассказа М. продолжать воспитывать умение Пришвина «Ребята и утята». самостоятельно находить разные и - Словесная игра «Мыши». похожие по звучанию слова. - Театр бибабо: сказка произносить чистоговорку «Великан и мышь» (по А. отчетливо с разной громкостью и Фронденбергу). темпом. Игрушки – медвежонок, лисенок, бельчонок, цыпленок, щенок, слоненок, жеребенок, ягненок Цель: Связная речь: учить связно, Картина «Лиса с лисятами», Пересказ последовательно и выразительно картинки с изображением сказки рассказывать сказку без помощи лисы. «Лиса и рак». вопросов воспитателя; подвести к Чтение сказки «Лиса и рак», составлению описательного рассказа беседа по сказке; по картине «Лиса с лисятами». Физкультминутка. Задачи: Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой - маленький, сильный слабый, быстро-медленно); Звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: Связная речь: учить Рассматривание картины и составлять небольшой сюжетный беседа по ней; рассказ по картине: рассказывать о Физкультминутка; событиях, Игра «Комары и осы»; Игра предшествовавших изображенным «Эхо»; на картине, придумывать концовку. Игра «Что такое звук, слово, Задачи: Словарь и грамматика: предложение?»; Чтение стихучить отличать и называть различия я И. Токмаковой «Плим». и сходства между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно, образовывать клички животных; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (С) и (З); учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его. Рассказыван Цель: Связная речь: учить давать ие о личных описание внешнего вида игрушки, впечатлениях рассказывать о том, как с ней можно на тему играть, какие игрушки есть дома. «Наши Задачи: Словарь и грамматика: игрушки». закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; Звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками (С) и (З) отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса. Беседа на тему: «Опиши свою игрушку»; Игра «Назови ласково»; Физкульминутка; Разучивание чистоговорки; Разучивание скорговорки. Составление Цель: Связная речь: формировать рассказа по навыки связной речи. скороговорке Задачи: Словарь и грамматика: . учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (С) и (Ц), учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе, с разной силой голоса. Игра «Скажи какой?»; «Угадай звук»; Загадывание загадки; Проговаривание чистоговорки; Игра «Угадай на слух»; Разучивание скороговорки; Игра «Угадай на ощупь; Игра «Найди точное слово»; Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?». Чтение рассказа «Разве так играют?» Беседа по содержанию рассказа; Загадывание загадки; Игра «Один – много»; Игра на внимание «Кто пропал?»; Игра «Назови ласково». Цель: Связная речь: учить выразительно, пересказывать текст. Задачи: Словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название сходное по звучанию с названием взрослых животных. Составление Цель: Связная речь: учить составлять Рассматривание картины сюжетного сюжетный «Строим дом», беседа по рассказа по рассказ по картине; придумывать картине; картине «Мы продолжение сюжета и название Игра «Эхо»; играем в картины; Задачи: Словарь и Игра «Найди точное слово; кубики. грамматика: воспитывать умение Игра «Назови одним словом»; Строим дом». подбирать глаголы и прилагательные Прослушивание стих-я Е. для характеристики действий Серовой «Подскажи персонажей. словечко». Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (Ш) и (Ж), учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. Составление рассказов на темы стихотворен ий. Цель: Связная речь: учить Чтение стих-я Т. Волжиной рассказывать связно, не отступая от «Где чей дом?»; Хоровые или заданной темы; Задачи: Словарь и индивидуальные грамматика: упражнять в договаривания; Загадывание образовании названий детенышей загадок, беседа по ним; животных в именительном и Игра «Найди звук»; Игра «Кто родительном падежах у кого». множественного числа. Закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненное предложение; Звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками (Ш) и (Ж), четко произносить фразы, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове Составление рассказа на заданную тему. Цель: Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Задачи: Словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; Звуковая культура речи: учить подбирать слова сходные по звучанию. Оборудование: сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей); лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др.; скворечник. Чтение стих-я И. Токмаковой «Где спит рыбка»; Беседа по содержанию; Игра «Кто, где спит?»; Физкультминутка; Игра «Домик». Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Цель: Связная речь: учить выразительно, пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Задачи: Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; Звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией. Слушание рассказа Е. Чарушина «Лисята», беседа по содержанию; Загадывание загадок. Составление рассказа по картине «Ежи». Цель: Связная речь: учить Загадывание загадки; Беседа составлять рассказ по картине, по вопросам; Игра «Угадай используя предмет». имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Задачи: Словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (Ч*) и (щ*); учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки (Ч*) и (щ*), выделять их в словах. Составление рассказа на тему «Домашнее животное» Цель: Связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Задачи: Словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных; воспитывать умение задавать друг другу вопросы; Звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками (Ч*) и (щ*), находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. Составление рассказа «Домашнее животное»; Игра «Картина – корзина»; Игра «Едем, летим, плывем»; Игра «Коза – стрекоза». Составление рассказа на заданную тему. Цель: Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Задачи: Словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; Звуковая культура речи: учить подбирать слова сходные по звучанию. Оборудование: сюжетные картинки с изображением детенышей разных животных (по количеству детей); лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др.; скворечник. Составление Цель: Связная речь: учить описательног составлять короткий рассказ по о стихотворению и рассказа о описательный рассказ о предметах предметах посуды. посуды. Задачи: Словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умения классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница). Чтение стих-я о животных по выбору воспитателя; Беседа по содержанию; Игра «Кто, где спит?»; Физкультминутка; Игра «Домик». Чтение стих-я С. Капустикян «Маша обедает», беседа по содержанию; Рассматривание посуды, беседа по вопросам; Физкультминутка; Ига «Отвечай быстро». Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок». Цель: Связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных; обратить внимание на формы изменения глагола хотеть. Звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произношения слов. Чтение стих-я И. Сурикова «Зима»; Беседа по стих-ю; Игра «В снежки»; Игра «Чего не стало?»; Игра «лето – зима». Составление рассказов на темы стихотворен ий. Цель: Связная речь: учить Чтение стих-я по выбору рассказывать связно, не отступая от воспитателя заданной темы; Задачи: Словарь и Хоровые или грамматика: упражнять в индивидуальные образовании названий детенышей договаривания; Загадывание животных в именительном и загадок, беседа по ним; родительном падежах Игра «Найди звук»; Игра «Кто множественного числа. у кого». Закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненное предложение; Звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками (Ш) и (Ж), четко произносить фразы, насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове Составление рассказа по картине «Река замерзла». Олимпиада. Промежуточ ная диагностика Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать время и место действия; Задачи: Словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков (с) и (ш), учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками (с) и (ш); закрепить умение делить слова на части – слоги. Рассматривание картины, беседа по ней; Игра «В снежки»; Игра «Игла – пила». Цель: Связная речь: учить Игра «Эхо»; самостоятельно, составлять короткий Игра «Про ежей, про елки»; рассказ на темы скороговорок. Игра «кто как двигается». Задачи: Словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, протиположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного лица существительных; Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (з) и (ж); подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи; произносить изолированные звуки (з) и (ж) протяжно, четко, с различной силой голоса. Составление рассказа на тему «Игры зимой». Цель: Связная речь: учить Составление рассказа «Игры составлять связный рассказ о зимой»; Физкультминутка; впечатлениях из личного опыта, не Игра «Чей нос?»; отступая от Игра «Хочу погладить». заданной темы; Задачи: Словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением; Звуковая культура речи: учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками (с) и (ш), говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразу отдельные слова. Пересказ сказки «Петух да собака». Цель: Связная речь: учить Загадывание загадок; Беседа пересказывать сказку без помощи по вопросам; вопросов Игра «Высокий – низкий»; воспитателя, выразительно Физкульминутка; передавая диалог действующих лиц. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; Звуковая культура речи: подбирать слова сходные по звучанию в заданном ритме. Составление рассказа по картине «Северные олени». Цель: Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (ч*) и (ц); учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками. Составление Цель: Связная речь: учить при описательног описании событий указывать время о рассказа на действия, используя разные типы тему предложений (простые, «Зима». распространенные и сложные) Задачи: Словарь и грамматика: Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» Звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (Ц) и (Ч`), приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. Рассматривание картины, беседа по ней; Чтение рассказа «Олени»; Физкультминутка. Рассматривание иллюстраций с изображением зимы; Беседа по вопросам; Физкультминутка; Игра «Живые слова». Ознакомлени ес предложение м. Цель: Словарь и грамматика: дать Игра «Живые слова»; представления о Физкультинутка; Игра последовательности слов в речи; «Угадай слово»; ввести термин Чтение стих-я Е. Серовой «предложение»; учить составлять и «Поскажи словечко». распространять предложение, правильно «читать его»; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Задачи: Звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» Цель: Связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Задачи: Словарь и грамматика: объяснить значение слова ЖИТЬ, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения к заданным словам, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре из отдельных слов составлять предложение; читать предложения после перестановки каждого слова; Звуковая культура речи: учить произносить предложении с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). Чтение сказки «Лиса и кувшин»; Беседа по сказке ; Физкультминутка; Игра «Угадай, какое слово заблудилось». Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» Цель: Связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для определения цвета, величины. Задачи: Словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; Звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. Рассматривание картины, беседа по ней; Чтение рассказа «Лошадка», беседа по содержанию; Физкультминутка; Игра «Какое слово заблудилось?». Составление рассказа на заданную тему. Цель: Связная речь: учить составлять рассказ на тему предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Создание проблемной ситуации; Беседа по вопросам; Игра «Путаница. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился». Составление рассказа на заданную тему. Цель: Связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Задачи: Словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; Звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении. Чтение сказки; Беседа по сказке; Физкультминутка; Игра «Замени слово». Цель: Связная речь: учить составлять рассказ на тему предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Задачи: Словарь и грамматика: уточнить значение слов «мебель» и «посуда»; учить самостоятельно, образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. Создание проблемной ситуации; Беседа по вопросам; Игра «Путаница. Пересказ Л. Толстого «Пожарные собаки» Цель: Связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях; Звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток- чистоговорок). Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», беседа по нему; Физкультминутка; Игра «Путаница». Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. Цель: Связная речь: учить Игра «Составь рассказ»; составлять сюжетный Физкультминутка; Игра рассказ, выбирая для него «Живые слова». соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух – трех слов – самостоятельно; Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (с) (с*), (щ*) в словах, четко произносить слова с этими звуками. Цель: Связная речь: учить Загадывание загадки; Игра придумывать сказку по «Какой заяц?»; Сочинение на предложенному плану, не отступая от Физкультминутка; тему темы, не повторяя сюжетов «Приключени товарищей. я зайца». Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному ЗАЯЦ; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; Звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки (с), (с*), (щ*), учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. Составление рассказа на предложенну ю тему. Цель: Связная речь: учить Загадывание загадок; Игра составлять рассказ, используя «Назови звук»; предложенный сказочный сюжет. Физкульминутка; Задачи: Словарь и грамматика: учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их изображениями на картинках; Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков (л), (л*), (р), (р*), изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик». Цель: Связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает). Задачи: Словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий, учить называть предметы, необходимые людям той, или иной профессии. .Чтение рассказа «Послушный дождик», беседа по нему; Физкультминутка; Игра «Профессии». Составление рассказа по картине «Зайцы». Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Задачи: Словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак); Звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове. Рассматривание картины «зайцы», беседа по ней; Чтение стих-я С. Маршака «Почта»; Физкультминутка; Рассматривание картины «На рыбалке»; Беседа по картине. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» Цель: Связная речь: учить Игра «Составь рассказ»; составлять сюжетный Физкультминутка; Игра рассказ, выбирая для него «Живые слова». соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Задачи: Словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух – трех слов – самостоятельно; Звуковая культура речи: учить различать на слух звуки (с) (с*), (щ*) в словах, четко произносить слова с этими звуками. Цель: Связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Задачи: Словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; давать задание на образование слов – названий профессий. Составление рассказа на предложенную тему; Беседа по вопросам; Физкульминутка; Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик». Цель: Связная речь: учить связно, рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Задачи: Словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. Чтение сказки В Сутеева Кораблик», беседа по сказке; Чтение Ю. Тувма «про пана Трулялинского; Игра «Доскажи рифму»; Выполнение заданий. Русская Учить понимать целесообразность народная использования в сказка литературном произведении «Хаврошечка» выразительно – изобразительных . Анализ средств; обогащать речь пословиц, фразеологизмами, развивать умение фразеологиз понимать их переносное значение. мов. Беседа с детьми «Чем отличается сказка от рассказов и стихов?» Чтение сказки. Беседа по содержанию. Пересказ сказки детьми. Объяснение выражений: «Мастер на все руки», «Сгореть от стыда», «Засучив рукава», «Водой не разольёшь». Олимпиада. Литературна я викторина «Наши любимые поэты». Стихотворен ия А.Барто, С.Михалкова. Диагностика Показ портрета А. Барто, С.Михалкова. Выставка книг. Дети рассказывают стихотворения. Беседа по содержанию. Задания для высокого уровня: Чтение стихов. Задания для низкого уровня: Рассматривание книги А.Барто «На заставе» Содержание и методическое обеспечение программы на летний период № п/п Тема 1 «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». 2 «Рассказывание по итогам экскурсии и бесед «Летний отдых». 3. «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел» 4. «Составление рассказа по итогам экскурсии, с опорой на картинку «В школу». 5. Составление рассказа по итогам экскурсии, с опорой на картинку «В библиотеку». Июнь Программное содержание Учить передавать литературный текс точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий. Упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам. Учить составлять рассказ по плану воспитателя, передавая впечатления о лете. Побуждать связно и последовательно излагать события. Учить использовать при пересказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать диалоги персонажей. Формировать у детей умение подбирать определения к именам существительным. Учить детей отчетливо и внятно произносить скороговорку. Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка. Активизировать слова, относящиеся к темам школа, осень. Упражнять в дифференцировании звуков «с» и «ш». Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка. Активизировать слова, Методическое обеспечение Чтение сказки Игра «Доскажи рифму»; Выполнение заданий. Составление рассказа на предложенную тему; Беседа по вопросам; Физкульминутка; Чтение сказки Игра «Доскажи рифму»; Выполнение заданий. Составление рассказа на предложенную тему; Беседа по вопросам; Физкульминутка; Составление рассказа на предложенную тему; Беседа по вопросам; Физкульминутка; 6 7. Составление рассказа из серии сюжетных картин. 8. Олимпиада. относящиеся к темам библиотека, книги, герои книг. Развивать у детей умение составлять рассказ по картинкам, придумывать события. Упражнять детей в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа; учить подбирать к существительным определения. Выявление достигнутого уровня овладения материалом детьми в игровой форме с соревновательными моментами. Составление рассказа на предложенную тему; Беседа по вопросам; Физкульминутка Оценочные материалы Критерии оценки результативности определяются в соответствии с реализуемой дополнительной программой «Говорим правильно». При реализации программы используются четыре вида контроля: входящий, текущий, промежуточный, итоговый. Входящий контроль – это оценка начального уровня образовательных возможностей детей при поступлении в кружок. Текущий контроль – это оценка уровня и качества освоения тем и разделов программы и личностных качеств обучающихся в кружке; осуществляется на занятиях в течении всего учебного года. Промежуточный контроль –это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительной образовательной программы по итогам полугодия и учебного года. Осуществляется в декабре и мае каждого учебного года. Итоговый контроль результативности освоения дополнительной образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения детьми дополнительных образовательных программ по мере окончания освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый контроль осуществляется в апрелемае в соответствии с графиком. Формы контроля определены в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой. Формами контроля могут быть: анкетирование, тестирование, беседа, опрос, участие в олимпиадах и викторинах и т.д. Контроль позволяет выявить способности обучающихся и скорректировать индивидуальную работу. Объективный и систематический контроль учебной работы является важнейшим средством управления образовательно-воспитательного процесса. Методические материалы Методы обучения Раздел № п/п 1 Диагностика (вводное занятие, промежуточная олимпиада, итоговое занятие) Словесный Наглядный Практический беседа, пояснения, указания Иллюстрации, картины, схемы, карточки Дидактические игры, инсценировки, дидактические упражнения, игровые проблемнопрактические ситуации. 2 Пересказ сказки, рассказа с элементами инсценировки беседа, чтение, речевой образец, повторное проговаривание, пояснения, указания Иллюстрации, картины, игрушки Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, дидактические игры, дидактические упражнения 3 Рассказывание по заданной теме с использованием мнемотехники беседа, речевой образец, повторное проговаривание, пояснения, указания Иллюстрации, картины, игрушки, схемы, карточки Дидактические игры, дидактические упражнения, игровое сюжетнособытийное развертывание. 4 Составление сюжетного рассказа по картине беседа, речевой образец, повторное проговаривание, пояснения, указания Иллюстрации, картины, схемы, карточки Дидактические игры, дидактические упражнения, игровое сюжетнособытийное развертывание, пластические этюды 5 Составление рассказа по скороговорке или по теме стихотворения беседа, чтение, речевой образец, повторное проговаривание, пояснения, указания Иллюстрации, картины, игрушки, схемы, карточки Дидактические игры, дидактические упражнения, игровое сюжетнособытийное развертывание. 6 Составление описательного рассказа о предметах с проведением экскурсий беседа, речевой образец, пояснения, указания Наблюдение в природе, экскурсии Дидактические игры, дидактические упражнения, пластические этюды, игровые проблемнопрактические ситуации. 7 Грамматический строй речи беседа, речевой образец, повторное проговаривание, пояснения, указания Иллюстрации, картины, игрушки, схемы, карточки Дидактические игры, дидактические упражнения, игровое сюжетнособытийное развертывание. 8 Творческие задания (сочинительство) беседа, речевой образец, пояснения, указания Иллюстрации, картины, игрушки, схемы, карточки Дидактические игры, дидактические упражнения, игровое сюжетнособытийное развертывание. Условия реализации программы Методическое обеспечение: Набор нормативно-правовых актов; Наличие утвержденной программы; Наглядно-дидактический материал. схемы, рисунки, таблицы, карточки, альбомы и т.д. Методические разработки по блокам программы: Подборка информационной и справочной литературы; Подбор дидактических игр; Диагностический инструментарий. Материально-техническое обеспечение: Кабинет ( соответствующий санитарно-гигиеническим нормам); Учебное оборудование (комплект мебели); Ноутбук Телевизор Флешкарта с аудио- и видеоматерилами Организационное обеспечение: Необходимый контингент детей, который будет обучаться; Соответствующее требованием расписание; Связь с родителями, библиотекой ДК с. Раздольного. Кадровое обеспечение программы. Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование (соответствующего направления) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых. Информационное обеспечение. Нормативно-правовые документы Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года Изменения, внесённые в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением Правительства, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р (изменения, которые вносятся в распоряжение правительства Российской Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27июля 2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года). СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ действует до 1 сентября 2027 года. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2022 №4 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (covid-19)», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022-Действует с 06.02.2022 г. Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года, «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Устав МБДОУ – детский сад №37 с.Раздольное Моздокского района РСОАлания Литература, используемая для составления программы 1. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи – М: ТЦ Сфера, 2012 2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста Издательство: ТЦ Сфера,: 2013 3. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Издательство: ТЦ Сфера,: 2013 4. Ушакова О.С.Развитие речи 5-7 лет. 3-е издание, дополн./-М.: ТЦ Сфера,2015.-272 с. 5. О.С.Ушакова. Придумай слово. Речевые игры. Упражнения. Методические рекомендации. М.: ООО «ТЦ Сфера» 2016.- 208 с. 6. О.С.Ушакова. Программа развития речи дошкольников. Теоретические основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах. Педагогические условия. М.: ООО «ТЦ Сфера» 2015.- 96с. 7. О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий . М.: ООО «ТЦ Сфера» 2015.- 176с. 8. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста –– М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (Ушакова О.С, Струнина Е.М.) Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо знакомы со взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то ему следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ (например; ребенок не смог назвать обобщающего слова, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом одежда»), но в протоколе отметить невыполнение. Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление: умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам; способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов; навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций); навыков составления разных типов высказываний. Вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего). 3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно. 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого. 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания. Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности: правильный ответ; частично правильный; неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Словарь Выявляются умения: -активизировать имена глаголы, прилагательные и подбирать по смыслу точные слова к речевой ситуации; -подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи; -понимать и употреблять разные значения многозначных слов; -дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные). Грамматика -образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе; -образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят); -строить сложные предложения разных типов. Фонетика - дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие; - изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания; - подбирать слова и фразы, сходные по звучанию. Связная речь - в пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей; - составлять описание, повествование или рассуждение; - развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей. ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ серия заданий (словарь и грамматика). Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда? 1. Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки); -называет отдельные признаки, действия; -называет 1—2 слова. 2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым? -выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море); -подбирает слова к 2—3 прилагательным; -подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор). 3.Что называют словом ручка? -называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка); -называет два значения этого слова; -перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова). 4. Придумай предложение со словом ручка. -составляет грамматически правильно предложение из трех слов; -называет два слова (словосочетания); называет только одно слово (ручка). 5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь); -правильно заканчивает разные типы предложений; - называет два слова; - подбирает только одно слово. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)». - Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы); - называет 2—3 слова; - подбирает только одно слово. Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)». - Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы); - называет 2—3 слова; - подбирает только одно слово. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы). - Правильно называет все слова в сослагательном наклонении; - подбирает два слова; -называет только одно слово. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал. - Правильно называет слова в повелительном наклонении; - подбирает два слова. 3) - Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат). Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...». - Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме; - называет правильно только одну форму; - не выполняет задание. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят). - Ребенок называет все слова правильно; - называет два-три слова; - говорит одно слово. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, луковичек). - называет более двух слов; - называет два слова; - повторяет заданное слово. Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь? Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; называет только одно значение этого слова; повторяет слово за взрослым. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые? Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы). -Правильно подбирает два слова; -называет одно слово. Что можно делать иглой? Для чего она нужна? -Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться); -называет два действия (накалывать грибы, шить); -называет одно действие (шить). Составь предложение со словом игла. -Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить); -составляет простое предложение (Иглой делают укол); -называет одно слово. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно? -Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу); - правильно исправляет два предложения; -повторяет предложения без изменения. серия заданий (звуковая культура речи) 1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.) 2. В названии, каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.) 3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж из? (Железо.) - Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки; - называет более двух слов; - называет одно слово. 4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую). - Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса; - недостаточно четко произносит; - не владеет умением замедлять, убыстрять темп. 5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь. - Ребенок передает заданные интонации; - передает только вопросительную интонацию; - повторяет повествовательную интонацию. 6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)». - Ребенок ритмично заканчивает фразу; - отвечает, нарушая ритм; - говорит одно слово. серия заданий (связная речь) 7. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке). - Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах); - рассказывает, опуская начало (или конец); - перечисляет отдельные качества. 8. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ. - Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ; - рассказывает с помощью взрослого; - перечисляет нарисованное на картинках. 9. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему. - Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название; - составляет рассказ с помощью взрослого; - не справляется с заданием. Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели: Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл. Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов. ПРИЛОЖЕНИЕ Протокол промежуточной аттестации обучающихся в кружке «_____________________» МБДОУ детский сад №………….. от «____» _________202…. г Название кружка «…………» Педагог:………………………..(Ф.И. отчество) 1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся I года обучения, достаточных для их перевода в группу …………… года обучения 2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие 3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий. № п/ п Фамилия, имя ребенка Знает Умеет Уровень Самостоятельность в решении творческих задач 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных обучающихся соответствуют уровню программы ……………обучения. Подпись членов аттестационной комиссии: Ф.И.О.________________________ Ф.И.О. ____________________ Подпись педагога___________________ 56 Протокол входного контроля обучающихся в кружке «_____________________» МБДОУ детский сад №………….. от «____» _________202 г Название кружка «…………» Педагог: …………………………….Ф.И.отчество 1.Цель аттестации – определение уровня знаний, умений и навыков обучающихся I года обучения. 2. Формы проведения аттестационных занятий: творческие 3. Уровень оценки – высокий, средний, низкий. № п/п Фамилия, имя ребенка Знает Умеет Уровень Самостоятельность в решении творческих задач 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Заключение аттестационной комиссии: знания, умения и навыки данных обучающихся соответствуют входной диагностике. Подпись членов аттестационной комиссии: Ф.И.О.________________________ Ф.И.О. ____________________ Подпись педагога___________________ 57