дополнительная общеразвивающая образовательная программа 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы.
Введение.
Пояснительная записка.
 Нормативно-правовая база.
 Направленность, новизна и актуальность и программы.
 Цели и задачи программы.
 Принципы реализации программы.
 Формы и режим занятий.
 Методы и приемы, используемые для реализации программы.
 Критерии и показатели результатов программы.
 Условия реализации программы.
 Планируемые результаты освоения программы.
Содержательный раздел.
 Учебный план.
 Содержание программы.
 Оценочные материалы:
Методики выявления уровня развития речи дошкольников (Ушакова О.С,
Струнина Е.М.)
Методическое обеспечение.
Список литературы.

Паспорт программы
Образовательная программа «Говорим правильно»
Руководитель программы: педагог дополнительного образования, Салозграф Ирина
Владимировна
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад №37 с.Раздольное Моздокского района
РСО-Алания
Адрес: РСО-Алания, Моздокский район, с.Раздольное, ул.Октябрьская, 9
тел: 8(86736)56-0-23
Электронная почта: vypukina63@mail.ru
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении - детский сад №37 с.Раздольное Моздокского района
РСО-Алания
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного учреждения
Цель программы: Создание условий для овладения нормами и правилами
родного языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Направленность программы: социально-гуманитарная
Способ освоения содержания образования: креативный.

Введение
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в
дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода
дошкольного детства в речевом становлении ребенка.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком
разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической,
лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в
дошкольном

детстве

является

необходимым

условием

решения

задач

умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально
сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному
языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это
фундамент для последующего систематического изучения родного языка.
Значимость

речевого

развития

дошкольников

подтверждается

и

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область
«Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей
дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной

диалогической

и

монологической

речи;

развитие

речевого

творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:


Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»,


Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об

утверждении
требования

СанПиН
к

3.1/2.4.3598-20

устройству,

содержанию

«Санитарно-эпидемиологические
и

организации

режима

работы

дошкольных образовательных организаций».


Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
«Об

утверждении

федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»


Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),


Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по

вопросам реализации

основных

и дополнительных общеобразовательных

программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019
года № МР-81/02вн)


Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при

сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства
науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа
2020 г. № 882/391)


«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования

детей»

СанПиН

2.4.4.

3172-14

(постановление

Главного

государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москвы),


Устав МБДОУ – детский сад №37 с.Раздольное Моздокского района РСО-

Алания


Программа кружка

«Говорим правильно»

разработана

с

учѐтом

парциальной программы по развитию речи дошкольников Ушаковой О.С.
Направленность программы дополнительного образования «Говорим
правильно» - социально-гуманитарная (направлена на развитие речи детей
дошкольного возраста).
Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения
включены новые педагогические технологии в проведении занятий (игровые
технологии, технологии моделирования)
Актуальность программы дополнительного образования «Говорим
правильно» вытекает из особенностей речевого развития детей дошкольного
возраста и определяется необходимостью уделять дополнительное внимание и
время

данному

аспекту

в

связи

многонациональным

составом

детей,

посещающих МБДОУ – детский сад №37 с.Раздольное. Для более, чем 50% детей
русский язык не является родным с рождения, что создает дополнительные
трудности в его овладении.
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном
этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик,
Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно
обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных
организациях.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его
направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и

навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического
мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого
общения и поведения
Объем и срок реализации программы
Программа «Говорим правильно» рассчитана на 1 год обучения (80часов: 72 часа
учебный год +8 часов летний период) и предназначена для детей 5-6 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего (80часов: 72 часа учебный год +8 часов
летний период) часов.
Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой деятельности,
включения динамических пауз (3-5 минут).
Язык реализации программы – русский. Форма обучения – очная.
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий
отводится на практическую работу детей.
Количество детей в группах до 15 человек.
Цель: Создание условий для овладения нормами и правилами родного языка
и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Способствовать овладению родным (русским) языком.
- Научить правильно использовать разговорную речь в повседневной жизни и
общении в многонациональной языковой среде.
Развивающие:
- Развитие умения свободно общаться со взрослыми и детьми.
- Развитие интереса и желания воспитанников знакомиться с русской народной
культурой, устным народным творчеством.
- Развитие у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической
стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
- Развитие коммуникативных способностей.

- Развитие связной речи (диалогической и монологической форм).
Воспитательные:
- Воспитать звуковую и лексическую культуры речи.
- Воспитать

уважение

и

любовь

к

русской

культуре

через

знакомство

воспитанников с устным народным творчеством.
Программа основывается на принципах.
Принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
создание для каждого ситуации успеха. Погружение каждого ребенка в творческий
процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе
активных методов и форм обучения. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом
опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс,
что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
Принцип «от простого к сложному». Постепенность: переход от совместных
взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от простого до
заключительного, максимально сложного задания; "открытие новых знаний".
Принцип – воспитывающая и развивающая направленность. Вариативность:
создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов
творческих заданий, материалов, техники и др.
Принцип – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной,
стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются
индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в
целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств
личности в процессе совместной (ребенок-ребенок, ребенок- педагог, ребенокродитель) продуктивнотворческой деятельности, в результате которой ребенок
учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные
задания, общаться с разными людьми и т.п.
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком
строится на доброжелательной и доверительной основе.

Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности
дошкольника: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и
концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры,
формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи)
осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно
усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость
упражнений, их смена и взаимосвязь;
Принцип – системность знаний (принцип взаимосвязи) - обогащение и
активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание
звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;
Принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о
предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность
обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи
лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и
антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства,
невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений
окружающей действительности);
Принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала
на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным
особенностям становления речи детей.
Принцип обеспечения активной речевой практики. Язык усваивается в
процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является
одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не
только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип
предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в
разных видах деятельности.
Принцип

последовательности.

Большинство

занятий

построено

по

тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают,
продолжают, и развивать одну тему.
Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и

принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки
зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий
компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет
отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому,
как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации
обучения.
Формы и режим занятий
Основные формы обучения для эффективного процесса обучения и
воспитания, стремления к самостоятельной практической деятельности детей в
данной программе:
 Интегрированные занятия;
 Практические занятия;
 Игровые формы организации занятий;
 Выставки;
 Экскурсии;
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением темы. По каждому блоку
предполагаются познавательные и ролевые игры, конкурсы. Постоянный поиск
новых форм и методов организации учебного и воспитательного процессов
позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и информационно
насыщенной.
Методы и приемы, используемые для реализации программы
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
 Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа с
литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное
назначение метода – организация усвоения информации обучаемым путем
сообщения им учебного материала и объяснение его успешного восприятия.
Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных

способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта
человечества.
 Репродуктивный ( практические упражнения и задания; алгоритмы;
программирование).
Основное назначение опыта – формирование навыков и умений
использования и применения научных знаний. Суть метода состоит в
повторении (многократном) способа деятельности пол заданию педагога.
Деятельность педагога заключается в разработке и сообщении образца, а
деятельность воспитанника – в выполнении действий по образцу.
 Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа;
случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.)
основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к
самостоятельной постановке и решению проблем.
 Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект).
Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой
деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
 Игровой. Используется при реализации программы в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы,
раздела учебного предмета;
в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление
поведением).
Методы, используемые для реализации программы подразделяются:
- Наглядные.
- Словесные.
- Практические.
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии).

-

Опосредованное

наблюдение

(изобразительная

рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и

наглядность:
картинам).

- Чтение и рассказывание художественных произведений.
- Заучивание наизусть.
- Пересказ.
- Обобщающая беседа.
- Рассказывание без опоры на наглядный материал.
- Дидактические
игры, игры-драматизации, инсценировки,
упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

дидактические

Приемы, используемые для реализации Программы
- Словесные.
- Речевой образец.
- Повторное проговаривание.
- Объяснение.
- Указание.
- Оценка детской речи.
- Вопрос.
- Наглядные.
- Игровые.
- Игровое сюжетно-событийное развертывание.
- Игровые проблемно-практические ситуации.
- Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
- Имитационно-моделирующие игры.
- Ролевые обучающие игры.
- Дидактические игры.
Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
 Качество усвоения;
 Уровень овладения деятельностью;

Социологический:
 Умение строить отношения в коллективе;
 Уровень развития коллектива
Индивидуально-личностные:
 Широта и устойчивость интересов;
 Общекультурный кругозор;
 уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
 степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать,
принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных
возможностей, терпимость и лояльность.
Воспитанности:
 сформированность качеств.
Психологического комфорта:
 степень оптимизма, защищенности, уверенности;
 эмоциональное состояние;
 межличностные отношения;
 социальное благополучие.
Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
 Набор нормативно-правовых актов;
 Наличие утвержденной программы;
 Наглядно-дидактический материал. схемы, рисунки, таблицы, карточки,
альбомы и т.д.
 Методические разработки по блокам программы:
 Подборка информационной и справочной литературы;
 Подбор дидактических игр;
 Диагностический инструментарий.

Материально-техническое обеспечение:
Кабинет ( соответствующий санитарно-гигиеническим нормам);
Учебное оборудование (комплект мебели);
Ноутбук
Телевизор
Флешкарта с аудио- и видеоматерилами
Организационное обеспечение:
 Необходимый контингент детей, который будет обучаться;
 Соответствующее требованием расписание;
 Связь с родителями, библиотекой ДК с. Раздольного.

Планируемые результаты освоения Программы
Словарь
К концу года дети будут уметь:
-активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по
смыслу слова к речевой ситуации;
-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
-понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
-дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Грамматика
К концу года дети будут уметь:
-образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова теленок);

подбирать

однокоренные

слова,

согласовывать

имена

существительные и имена прилагательные в роде и числе;
-образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения
(спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);
-строить сложные предложения разных типов.

Фонетика
К концу года дети будут уметь:
- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать свистящие,
шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
- изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания
высказывания;
- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь
К концу года дети будут уметь:
- в пересказывании литературных произведений интонационно передавать
диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
- составлять описание, повествование или рассуждение;
- развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания
разными типами связей.
Общение
-Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой
диалог со сверстниками.
-Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет
друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой
деятельности.
-Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы,
интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их
жизни.
-Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и
предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении
спорных вопросов.
-Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в
коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет
культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию
собеседника.

Содержательный раздел
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Основные задачи:
 Развитие связной речи. Овладение связной монологической речью — одна из
главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит
от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного
благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной
активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе
целенаправленного речевого воспитания.
 Развитие лексической стороны речи. Лексические единицы входят в сеть
разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений —
семантические поля. Главным условием осознания речи является понимание ее
смысла и значения, а в языке благодаря действию различных ассоциаций
создаются различные параллельные способы выражения мыслей.


Формирование грамматического строя речи. В процессе овладения речью
ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических
форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает
работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах
слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием
(созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств),
синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением
простых и сложных предложений).

 Развитие звуковой стороны речи. Фонетика, изучающая звуковую сторону
речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы,
которые служат для воплощения слов и предложений в материальную
звуковую форму. Звуковые единицы языка — звук, слог, такт, фраза —
связаны между собой и составляют систему.
 Развитие образной речи. Образная речь является составной частью культуры
речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается
соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли,
чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания
содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

№
п/п

Форма
контроля и
аттестации

Количество часов

Тема занятий
Всего
часов

Теоретических

1

Практических

1.

Вводное занятие.

1

2.

Диагностика

3

3

1

1

1

1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Пересказ сказки «Лиса и рак».
Составление сюжетного рассказа по
картине «Кошка с котятами».
Рассказывание о личных впечатлениях на тему:
«Наши игрушки».
Составление рассказа по скороговорке
Пересказ рассказа Н. Калининой
«Разве так играют?».
Составление сюжетного рассказа
по картине «Строим дом».
Составление рассказов на темы стихотворений

3

1

2

3

1

2

1

1

2

2

2

1

1

1

1

10.

Составление рассказа на заданную тему.

2

11.

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

1

1

12.

Сочинение рассказа по картине «Ежи».

1

1

Составление рассказа на тему
«Домашнее животное».
14 Составление рассказа на заданную тему.

2

15. Составление описательного рассказа о предметах
посуды
16. Пересказ рассказа Е.Калининой «Про
снежный колобок».
17. Составление рассказов на темы
стихотворений
18. Составление рассказа по картине
«Река замерзла».
19. Олимпиада.

2

20. Промежуточная диагностика.

13.

1

1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

20.
21.

Составление рассказа на тему «Игры
зимой».
Пересказ сказки «Петух да собака».

3

1

2

1

1

Составление рассказа по картине «Северные
олени».
23. Составление описательного рассказа на тему
«Зима».
24. Ознакомление с предложением

1

1

Пересказ сказки
«Лиса и кувшин»
Составление рассказа по картине
«Лошадь с жеребенком».
Составление рассказа на заданную тему.

1

1

1

1

2

1

1

Составление рассказа на тему
«Как цыпленок заблудился»

2

1

1

22.

25.
26.
27.
28.

3

1

2

4

1

3

29. Составление рассказа на заданную тему.

2

2

30. Пересказ сказки Л.Н.Толстого «Пожарные
собаки»
31. Составление сюжетного
рассказа по набору игрушек.
32. Сочинение на тему «Приключения зайца»

2

2

2

1

1

1
1

33.

Сочинение рассказа на предложенную тему.

3

34.

Пересказ рассказа Я.Тайца
«Послушный дождик»
Составление рассказа по картине «Зайцы»

1

1

1

1

Составление сюжетного
рассказа по набору игрушек.
37. Составление рассказа на тему:
«Как Сережа нашел щенка»
38. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

2

2

1

1

1

1

2

2

40.

Русская народная сказка «Хаврошечка».
Анализ пословиц, фразеологизмов.
Олимпиада

1

1

41.

Диагностика (итоговое занятие)

3

3

35.
36.

39.

1

2

Всего часов:

72

14

58

Летний период с 1-06. по 30.06.
1.
2.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре
желания».
Рассказывание по итогам экскурсии и бесед
«Летний отдых».

1

1

1

1

3.

Пересказ русской народной сказки
«Лиса и козел»

1

1

4.

Составление рассказа по итогам экскурсии, с
опорой на картинку «В школу».

1

1

5.

Составление рассказа по итогам экскурсии, с
опорой на картинку «В библиотеку».

1

1

6.

Составление рассказа из серии сюжетных
картин.

2

2

7.

Олимпиада.

1

1

Всего часов:

8

8

Общее количество часов:

80

14

66

С о д е р ж а н и е

№
1
2,
3,
4
5

6

п р о г р а м м ы

Сентябрь
Тема
Программное содержание
Вводное занятие Беседа с просмотром иллюстративного материала,
презентации, игровые задания
Диагностика
Выявление начального уровня воспитанников владения
материалом.
Пересказ сказки
«Лиса и рак».

Составление
сюжетного
рассказа по
картине
«Кошка с
котятами».

7

Рассказывани
е о личных
впечатлениях
на тему:
«Наши
игрушки.
Транспорт»

8

Рассказывани
е о личных
впечатлениях
на тему:
«Наши

Учить связно, последовательно и выразительно
рассказывать сказку без помощи вопросов
воспитателя; подвести к составлению описательного
рассказа по картине
«Лиса»; учить образовывать близкие по смыслу
однокоренные слова, использовать в речи слова с
противоположным значением; развивать голосовой
аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо,
шепотом).
Учить составлять небольшой сюжетный рассказ
по картине:
рассказывать о событиях, предшествовавших
изображенным на картине, придумывать концовку;
учить отмечать и называть различие и сходство между
кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего
вида, поведения, подбирать точные слова
для характеристики действий; учить самостоятельно
образовывать клички животных.
Учить давать описание внешнего вида игрушки,
рассказывать о том, как с ней можно играть, какие
игрушки есть дома; закрепить умение образовывать
близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться
в речи сложноподчиненными
предложениями. Учить произносить слова со
звуками
-с и -з отчетливо и внятно.
Учить давать описание внешнего вида игрушки,
рассказывать о том, как с ней можно играть, какие
игрушки есть дома; закрепить умение образовывать
близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться
в речи сложноподчиненными

игрушки.
Куклы»

предложениями. Учить произносить слова со
звуками
-с и -з отчетливо и внятно.
Октябрь

№
п/п
Тема
1
Рассказывание о
личных
впечатлениях на
тему: «Наши
игрушки. Мягкие
игрушки»

2,
3,
4

Составление
рассказа по
скороговорке

5

Пересказ рассказа
Н. Калининой
«Разве
так играют?».

6

Составление
сюжетного
рассказа
по картине
«Строим
дом в
селе».

Программное содержание
Учить давать описание внешнего вида игрушки,
рассказывать о том, как с ней можно играть, какие
игрушки есть дома; закрепить умение образовывать
близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться
в речи сложноподчиненными
предложениями. Учить произносить слова со
звуками
-с и -з отчетливо и внятно.
Формировать навыки связной речи; учить
использовать в речи сложноподчиненные
предложения; называть предметы, игрушки,
подбирать слова, близкие по смыслу; уточнить и
закрепить правильное произношение звуков, учить
дифференцировать эти звуки на слух и в собственной
речи.
Учить выразительно пересказывать текст;
активизировать в речи глаголы; учить подбирать по
смыслу глаголы к существительным; учить
образованию форм единственного и множественного
числа существительных, обозначающих названия
детенышей животных;
формировать представление о том, что не все детеныши
имеют название, сходное по звучанию с названием
взрослых животных.
Учить составлять сюжетный рассказ по картине;
придумывать продолжение сюжета, название картины;
воспитывать умение подбирать глаголы и
прилагательные для характеристики действий
персонажей; уточнить и закрепить
произношение звуков ш и ж, отчетливо и внятно
произносить слова с этими звуками.

7

Составление
сюжетного

Учить составлять сюжетный рассказ по картине;
придумывать продолжение сюжета, название картины;

8

рассказа
по картине
«Строим
дом в
городе».
Составление
рассказов на темы
стихотворений.

воспитывать умение подбирать глаголы и
прилагательные для характеристики действий
персонажей; уточнить и закрепить
произношение звуков ш и ж, отчетливо и внятно
произносить слова с этими звуками.
Учить рассказывать связно, не отступая от заданной
темы; упражнять в образовании детенышей животных
в именительном и родительном падежах
множественного числа;
закрепить представление о том, что не все детеныши
имеют специальное название; активизировать в речи
сложноподчиненные предложения; учить четко
произносить чисто- и скороговорки со звуками ш и ж.
Ноябрь

№

Тема

1

Составление
рассказов на
темы
стихотворений.

2
3

4

Программное содержание

Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы;
упражнять в образовании детенышей животных
в именительном и родительном падежах
множественного числа;
закрепить представление о том, что не все детеныши имеют
специальное название; активизировать в речи
сложноподчиненные предложения; учить четко произносить
чисто- и скороговорки со звуками ш и ж.
Составление
Учить составлять короткий рассказ на заданную тему;
рассказа на закрепить умение образовывать названия детенышей
заданную тему. животных в именительном и родительном падежах
множественного числа; активизировать в речи
сложноподчиненные предложения;
учить подбирать слова, сходные по звучанию.
Пересказ
рассказа
Е.Чарушина
«Лисята».

Учить выразительно пересказывать литературный текст
без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать
загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы;
согласовывать прилагательные с существительными в роде
и числе; учить пользоваться восклицательной
интонацией.

5

Сочинение
рассказа
по картине
«Ежи».

6
7

Составление
рассказа на тему
«Домашнее
животное».

Учить детей составлять рассказ по картине, имея уже
имеющиеся знания о жизни диких животных (ежей);
активизировать в речи сложноподчиненные предложения;
формировать умение понимать смысл образных выражений
в загадках.
Учить рассказывать о своих личных
впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа
интересные факты и события; учить употреблению
трудных форм
родительного падежа множественного числа
существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек,
рукавичек); воспитывать умение задавать друг
другу вопросы.

Составление
Учить составлять короткий рассказ на заданную тему;
рассказа на закрепить умение образовывать названия детенышей
заданную тему. животных в именительном и родительном падежах
множественного числа; активизировать в речи
сложноподчиненные предложения;
учить подбирать слова, сходные по звучанию.

8

№
п/п
1
2

Тема

Составление
описательного
рассказа о
предметах
посуды

Декабрь
Программное содержание

Учить детей составлять короткий по стихотворению и
описательный
рассказ о предметах посуды; учить сравнивать
различные предметы по материалу, размерам,
назначению, употребляя названия качеств (стеклянный,
металлический, пластмассовый), активизировать
употребление слов противоположного значения
(антонимов) (глубокая- мелкая, большой - маленький,
высокий
– низкий) многозначных слов
(глубокий, мелкий); закрепить умение классифицировать
предметы по качеству (стеклянный, металлический,
пластмассовый, деревянный); учить образовывать по
аналогии названия предметов посуды (хлебница,

сахарница, сухарница)
3

4

5

6
7
8

Пересказ
рассказа Е.
Калининой
«Про снежный
колобок».

Учить передавать художественный текст без помощи
вопросов воспитателя; учить подбирать подходящие по
смыслу определения (активизация прилагательных);
закрепить умение употреблять
трудные формы родительного падежа
множественного числа
существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек,
рукавичек); обратить внимание на формы изменения
глагола хотеть; привлечь внимание к громкости и
четкости произнесения слов.
Составление
Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы;
рассказов на
упражнять в образовании детенышей животных
темы
в именительном и родительном падежах
стихотворений. множественного числа;
закрепить представление о том, что не все детеныши имеют
специальное название; активизировать в речи
сложноподчиненные предложения; учить четко произносить
чисто- и скороговорки со звуками ш и ж.
Составление
Учить составлять рассказ по картине, при описании
рассказа по
событий указывать место и время действия; тренировать
картине
умение понимать оттенки значения слова; учить
«Река
согласовывать в роде глагол прошедшего времени с
замерзла».
существительным; закреплять
правильное произношение звуков с и ш.
Олимпиада.
Выявление достижений воспитанников по пройденным
темам в форме игровой викторины.
Промежуточная Выявление достижений воспитанников по пройденным
диагностика.
темам.

№
п/п
1
2
3

Тема
Составление
рассказа на
тему
«Игры зимой».

Январь
Программное содержание
Учить составлять связный рассказ о впечатлениях
из личного опыта, не отступая от заданной темы;
учить употреблять предлоги с пространственным
значение; учить отчетливо и внятно произносить
фразы, насыщенные словами со звуками
с и ш; говорить с разной громкостью голоса, изменять
темп речи.

4

Пересказ сказки
«Петух да
собака».

Учить пересказывать сказку без помощи вопросов
воспитателя, выразительно передавая диалог
действующих лиц; учить подбирать прилагательные
и глаголы к существительным лиса и собака; учить
использовать сложноподчиненные и вопросительные
предложения; ориентироваться на окончания слов
при согласовании существительных и
прилагательных в роде; образовывать формы
родительного падежа множественного числа
существительных; подобрать слова, сходные по
звучанию, в заданном ритме.

5

Составление
рассказа по
картине
«Северные
олени».

Учить составлять сюжетный рассказ по картине,
используя свои знания о внешнем виде и жизни
животных; учить подбирать наиболее точные
определения при описании внешнего вида
животных; активизировать в речи антонимы;
упражнять в образовании названий детенышей
животных с уменьшительными суффиксами
Учить при описании событий
указывать время действия, используя разные типы
предложений (простые, распространенные, сложные);
учить подбирать определения к заданным словам;
совершенствовать синтаксические навыки, используя
ситуацию «письменной речи»
(ребенок рассказывает, воспитатель записывает

6
7
8

Составление
описательного
рассказа на
тему «Зима».

рассказ); добиваться четкого произнесения слов и
фраз, включающих звуки ц и ч, приучать правильно
пользоваться вопросительной интонацией.

№ п/п
Тема
1 Ознакомление с
2 предложением
3
4

Февраль
Программное содержание
Дать представление последовательности слов в речи;
ввести термин «предложение»; учить составлять и
распространять
предложение, закреплять умение называть слова в
предложении последовательно и вразбивку; учить
подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном
воспитателем ритме; учить произносить
чистоговороки с разной силой голоса.

5

Пересказ сказки Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов,
«Лиса и кувшин» выразительно; объяснить значение слова жать,
учить подбирать синонимы к глаголам, составлять
предложения с заданными словами, правильно
сочетая их по смыслу и распространять его; учить в
игре составлять из отдельных слов
предложение; читать предложения после
перестановки каждого слова; учить произносить
предложения с разными оттенками интонации
(сердитая, просительная, ласковая)

6

Составление
рассказа по
картине
«Лошадь с
жеребенком».

7
8

Составление
рассказа на
заданную
тему.

Учить составлять описательный рассказ по
картине, используя наиболее точные слова для
обозначения цвета и величины; закреплять в игре
умение строить предложение из заданных слов,
менять порядок слов в предложении; формировать
умение отчетливо произносить скороговорки в
разном темпе и с разной силой голоса.
Учить составлять рассказ на тему, предложенную
воспитателем; учить сравнивать предметы, точно
обозначая, словом черты сходства и различия;
находить смысловые несоответствия в тексте
стихотворения и аргументировать свои суждения;
уточнить значение слов мебель и посуда; учить
самостоятельно образовывать названия посуды;
формировать умение строить предложения;

формировать умение строить предложения.

Март
№ п/п
1
2

3
4

Тема
Составление
рассказа на
тему «Как
цыпленок
заблудился»
Составление
рассказа на
заданную
тему.

Программное содержание
Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ,
начатый воспитателем; формировать умение составлять
из данного предложения новое путем последовательной
замены слов.
Учить составлять рассказ на тему, предложенную
воспитателем; учить сравнивать предметы, точно
обозначая, словом черты сходства и различия;
находить смысловые несоответствия в тексте
стихотворения и аргументировать свои суждения;
уточнить значение слов мебель и посуда; учить
самостоятельно образовывать названия посуды;
формировать умение строить предложения;
формировать умение строить предложения.

5
6

Пересказ сказки
Л.Н.Толстого
«Пожарные
собаки».

Учить связно, последовательно и
выразительно пересказывать художественный текст
без наводящих вопросов, учить подбирать по смыслу
определения, слова, близкие и противоположные по
смыслу; учить составлять предложения – путаницы и
заменять слова в этих предложениях; развить чувство
ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок).

7
8

Составление
сюжетного
рассказа по
набору игрушек.

Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для
него соответствующих персонажей(игрушки); давать
описание и характеристику
персонажей, вводить в повествование диалог; учить
подбирать определения к заданным словам; учить
составлять предложения из набора слов с помощью
воспитателя из двух, трех слов - самостоятельно.

Апрель
№ п/п
1

Тема
Сочинение на
тему
«Приключения
зайца»

2
3
4

Сочинение
рассказа на
предложенную
тему.

5

Пересказ
рассказа
Я.Тайца
«Послушный
дождик»

6

Составление
рассказа по
картине
«Зайцы»

7
8

Программное содержание
Учить придумывать сказку по
предложенному плану, не отступая от темы, не
повторяя сюжетов товарищей; учить подбирать
прилагательные и глаголы к существительному заяц;
учить согласовывать прилагательные с
существительными в роде и числе.
Учить составлять рассказ, используя предложенный
сказочный сюжет; учить самостоятельно, соотносить
названия объектов с них
изображениями на картинках; уточнить и закрепить
правильное произношение звуков л- л’, р - р’,
изолированных, в словах и фразах; учить четко и
внятно произносить слова и фразы с данными
звуками; учить правильно, отгадывать загадки.
Учить пересказывать текст в ситуации письменной
речи (ребенок диктует, воспитатель записывает);
подвести к образованию названий профессий исходя
из занятий; активизировать в речи названия
профессий и действий; учить называть предметы,
необходимые людям той или иной профессии.

Учить составлять рассказ по картине по
предложенному плану, включать в рассказ описание
внешнего вида персонажей и их характеристику;
учить образовывать существительные
от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных
(веселый - весельчак).
Составление
Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для
сюжетного
него соответствующих персонажей(игрушки); давать
рассказа по
описание и характеристику
набору игрушек. персонажей, вводить в повествование диалог; учить
подбирать определения к заданным словам; учить
составлять предложения из набора слов с помощью
воспитателя из двух, трех слов - самостоятельно.

Май
№
п/п
1

Тема
Составление
рассказа на
тему:
«Как Сережа
нашел щенка»

Программное содержание
Учить составлять рассказ по
предложенному плану, образно
описывая место действия, настроения героя; учить
построению сложных предложений в ситуации
письменной речи; давать задания на образование
слов – названий профессий.

2

Пересказ сказки
В. Сутеева:
«Кораблик».

Учить связно, рассказывать сказку,
выразительно передавать диалоги персонажей;
соблюдать композицию сказки; учить понимать
и объяснять смысл поговорок; ориентировать на
звучание грамматических форм, при
помощи, которых образуют новые грамматические
формы

3
4

Русская народная
сказка
«Хаврошечка».
Анализ
пословиц,
фразеологизмов

Учить связно, рассказывать сказку,
выразительно передавать диалоги персонажей;
соблюдать композицию сказки; учить понимать
и объяснять смысл поговорок; ориентировать на
звучание грамматических форм, при
помощи, которых образуют новые грамматические
формы.
Выявление достижений воспитанников по
пройденным темам в форме игровой викторины.
Выявление достигнутого уровня овладения
материалом детьми.

5
6
7
8

Олимпиада
Диагностика

Содержание работы на летний период
№
п/п
1

Тема
«Пересказ
рассказа К.
Ушинского
«Четыре
желания».

2

«Рассказывание
по итогам
экскурсии и
бесед «Летний
отдых».

3.

«Пересказ
русской
народной
сказки
«Лиса и козел»

4.

«Составление
рассказа по
итогам экскурсии,
с опорой на
картинку «В
школу».
Составление
рассказа по
итогам экскурсии,
с опорой на
картинку «В
библиотеку».
Составление
рассказа из серии
сюжетных

5.

6
7.

Июнь
Программное содержание
Учить передавать литературный текс точно,
без пропусков и повторений. Учить разным
способам образования степеней сравнения
прилагательных и наречий. Упражнять в
подборе синонимов и антонимов к
прилагательным и глаголам.
Учить составлять рассказ по плану
воспитателя, передавая впечатления о лете.
Побуждать связно и последовательно
излагать события.

Учить использовать при пересказе
выразительные средства языка,
интонационно верно передавать
диалоги персонажей. Формировать у
детей умение подбирать определения к именам
существительным. Учить детей отчетливо и
внятно произносить скороговорку.
Учить составлять сюжетный рассказ по
картине, используя структуру построения
сюжета: завязка, кульминация, развязка.
Активизировать слова, относящиеся к темам
школа, осень. Упражнять в дифференцировании
звуков «с» и «ш».
Учить составлять сюжетный рассказ по
картине, используя структуру построения
сюжета: завязка, кульминация, развязка.
Активизировать слова, относящиеся к темам
библиотека, книги, герои книг.
Развивать у детей умение составлять рассказ по
картинкам, придумывать события. Упражнять
детей в употреблении имен существительных в

31

картин.

8.

Олимпиада.

родительном падеже множественного числа;
учить подбирать к существительным
определения.
Выявление достигнутого уровня овладения
материалом детьми в игровой форме с
соревновательными моментами.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
(Ушакова О.С, Струнина Е.М.)
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как
в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование
могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо
знакомы со взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и
охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально
с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же
приходит незнакомый взрослый, то ему следует заранее познакомиться
с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети
вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в
интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы
должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит
показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому
ответ (например; ребенок не смог назвать обобщающего слова, и
взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом одежда»), но в
протоколе отметить невыполнение.
Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо
знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова
(без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для
проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего

32

дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы,
картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания
могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах.
Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов,
особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление:
умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и
глаголам;

способности

к

точному

(в

смысловом

отношении)

употреблению слов; навыков выполнения различных творческих
заданий (речевых ситуаций); навыков составления разных типов
высказываний. Вопросы идут в логической последовательности, этим
вызвана неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в
количественном
количественных

выражении
оценок

за

(по

баллам).

высказывания

При
разной

условности
полноты

и

правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого
развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже
среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком
самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность,
отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами
взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание
задания.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в
такой последовательности: правильный ответ; частично правильный;
неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если
большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий
уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний
уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.

33

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Словарь
Выявляются умения:
-активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать
точные по смыслу слова к речевой ситуации;
-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;
-понимать и употреблять разные значения многозначных слов;
-дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).
Граммати
ка
-образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова
- теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена
существительные и имена прилагательные в роде и числе;
-образовывать трудные формы повелительного и сослагательного
наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа
(зайчат, жеребят, ягнят);
-строить сложные предложения разных типов.
Фонетика
- дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать
свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
- изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от
содержания высказывания;
- подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная
речь
- в пересказывании литературных произведений интонационно
передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
- составлять описание, повествование или рассуждение;
- развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части
высказывания разными типами связей.
ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ
серия заданий (словарь и грамматика).
34

Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1. Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это
игрушки);
-называет отдельные признаки, действия;
-называет 1—2 слова.
2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
-выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая
яма, глубокое море);
-подбирает слова к 2—3 прилагательным;
-подбирает слово только к одному прилагательному
(высокий забор). 3.Что называют словом ручка?
-называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка
ручка. У двери есть ручка);
-называет два значения этого слова;
-перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).
4. Придумай предложение со словом ручка.
-составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
-называет два слова
(словосочетания); называет
только одно слово (ручка).
5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.).
Ручкой можно... (писать, открывать дверь);
-правильно заканчивает разные типы предложений;
- называет два слова;
- подбирает только одно слово.
Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу.
Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный,
оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный,
то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
- Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
- называет 2—3 слова;

35

- подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел
невеселый,

его

обидели.

К

слову

веселый

подбери

слова,

противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А
если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился,
брел)».
- Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
- называет 2—3 слова;
- подбирает только одно слово.
Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы,
спрятался бы, испугался бы).
- Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
- подбирает два слова;
-называет только одно слово.
Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
- Правильно называет слова в повелительном наклонении;
- подбирает два слова.
3) - Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У
зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы...,
волка..., медведя, ежа...».
- Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
- называет правильно только одну форму;
- не выполняет задание.
Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок —
щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь
— жеребенок
— жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
- Ребенок называет все слова правильно;
- называет два-три слова;
- говорит одно слово.

36

Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом
лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, луковичек).
- называет более двух слов;
- называет два слова;
- повторяет заданное слово.
Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую
иглу; называет только одно значение этого слова; повторяет слово за
взрослым.
Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая,
острые? Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая
пила, острые ножницы).
-Правильно подбирает два слова;
-называет одно слово.
Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
-Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
-называет два действия (накалывать грибы, шить);
-называет одно действие (шить).
Составь предложение со словом игла.
-Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
-составляет простое предложение (Иглой делают укол);
-называет одно слово.
Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так:
«Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки
наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
-Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо.
Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
- правильно исправляет два предложения;
-повторяет предложения без изменения.
серия заданий (звуковая культура речи)
1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон,

37

белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии, каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран,
жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.)
Звуки ж из? (Железо.)
- Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие
звуки;
- называет более двух слов;
- называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно,
тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят,
тарахтят» (или любую другую).
- Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
- недостаточно четко произносит;
- не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что
это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
- Ребенок передает заданные интонации;
- передает только вопросительную интонацию;
- повторяет повествовательную интонацию.
6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежикежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все
по лесу бродил)».
- Ребенок ритмично заканчивает фразу;
- отвечает, нарушая ритм;
- говорит одно слово.
серия заданий (связная речь)
7. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
- Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры
части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий.
На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать

38

грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах);
- рассказывает, опуская начало (или конец);
- перечисляет отдельные качества.
8. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных
сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и
составить рассказ.
- Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности,
составляет связный рассказ;
- рассказывает с помощью взрослого;
- перечисляет нарисованное на картинках.
9.

Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на

самостоятельно выбранную тему.
- Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
- составляет рассказ с помощью взрослого;
- не справляется с заданием.
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих
показателей, по специальным критериям, которые характеризуют
основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии
сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним
эти показатели:
Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный
сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании —
раскрытие

микротем,

признаков

и

действий).

Если

ребенок

придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет
заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.
Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала,
середины,

конца),

выстраивание

сюжета

в

логической

последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей
(начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики
изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.
Грамматическая правильность построения простых и сложных

39

предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и
предложениях — 3 балла; использование только простых предложений
— 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1
балл.
Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла;
использование способов формально-сочинительной связи (через союзы
а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой
предложения — 1 балл.
Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи,
образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3
балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла;
однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.
Звуковое

оформление

высказывания

(плавность,

интонационная

выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла;
прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла;
монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.
Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее
количество баллов.

40

Методическое обеспечение
Методы обучения
Раздел
№
п/п
1

Словесный

Наглядный
Иллюстрации,
картины,
схемы,
карточки

Практический

Диагностика
(вводное занятие,
промежуточная
олимпиада,
итоговое занятие)

беседа,
пояснения,
указания

Дидактические
игры,
инсценировки,
дидактические
упражнения,
игровые
проблемнопрактические
ситуации.

2

Пересказ сказки,
рассказа с
элементами
инсценировки

беседа, чтение,
Иллюстрации,
речевой образец, картины,
повторное
игрушки
проговаривание,
пояснения,
указания

Игра-драматизация
с акцентом на
эмоциональное
переживание,
дидактические
игры,
дидактические
упражнения

3

Рассказывание по
заданной теме с
использованием
мнемотехники

беседа, речевой
образец,
повторное
проговаривание,
пояснения,
указания

Иллюстрации,
картины,
игрушки,
схемы,
карточки

Дидактические
игры,
дидактические
упражнения,
игровое сюжетнособытийное
развертывание.

4

Составление
сюжетного
рассказа
по картине

беседа, речевой
образец,
повторное
проговаривание,
пояснения,
указания

Иллюстрации,
картины,
схемы,
карточки

Дидактические
игры,
дидактические
упражнения,
игровое сюжетнособытийное
развертывание,
пластические
этюды

5

Составление
рассказа по
скороговорке или

беседа, чтение,
Иллюстрации,
речевой образец, картины,
повторное
игрушки,

Дидактические
игры,
дидактические

41

по теме
стихотворения

проговаривание,
пояснения,
указания

схемы,
карточки

упражнения,
игровое сюжетнособытийное
развертывание.

6

Составление
описательного
рассказа о
предметах с
проведением
экскурсий

беседа, речевой
образец,
пояснения,
указания

Наблюдение в
природе,
экскурсии

Дидактические
игры,
дидактические
упражнения,
пластические
этюды, игровые
проблемнопрактические
ситуации.

7

Грамматический
строй речи

беседа, речевой
образец,
повторное
проговаривание,
пояснения,
указания

Иллюстрации,
картины,
игрушки,
схемы,
карточки

Дидактические
игры,
дидактические
упражнения,
игровое сюжетнособытийное
развертывание.

8

Творческие
задания
(сочинительство)

беседа, речевой
образец,
пояснения,
указания

Иллюстрации,
картины,
игрушки,
схемы,
карточки

Дидактические
игры,
дидактические
упражнения,
игровое сюжетнособытийное
развертывание.

42

Методическая литература
Нормативные документы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,

Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об
утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
(приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),

Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня
2019 года № МР-81/02вн)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ
Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391)

«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г.
Москвы),

Устав МБДОУ – детский сад №37 с.Раздольное Моздокского района
РСО-Алания
Литература, используемая для составления программы
1. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи
– М: ТЦ Сфера, 2012
2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста
Издательство: ТЦ Сфера,: 2013
3. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника:
Издательство: ТЦ Сфера,: 2013
4. Ушакова О.С.Развитие речи 5-7 лет. 3-е издание, дополн./-М.: ТЦ
Сфера,2015.-272 с.

43

5. О.С.Ушакова.
Придумай слово. Речевые игры. Упражнения.
Методические рекомендации. М.: ООО «ТЦ Сфера» 2016.- 208 с.
6. О.С.Ушакова. Программа развития речи дошкольников. Теоретические
основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах.
Педагогические условия. М.: ООО «ТЦ Сфера» 2015.- 96с.
7. О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры.
Упражнения. Конспекты занятий . М.: ООО «ТЦ Сфера» 2015.- 176с.
8. Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста –– М.:
Издательство Института Психотерапии, 2001.

44

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».