Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Гоаорим правильно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский
сад №37 с. Раздольное Моздокского района РСО-Алания

Принята на заседании
педагогического совета
от « »_
Протокол №

Утверждаю
Заведующая МБДОУ
___________ Выпукина Г.В.
«_ »_
20
г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Говорим правильно»

Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель (разработчик):
Салозграф Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы
1. Пояснительная записка
1.1. Введение.
1.2. Актуальность и новизна программы
1.3. Нормативно-правовая база.
2. Целевой раздел
2.1. Цели и задачи программы.
2.2. Принципы реализации программы.
2.3. Формы и режим занятий.
2.4. Методы и приемы, используемые для реализации программы.
2.5. Критерии и показатели результатов программы.
2.6. Условия реализации программы.
2.7. Планируемые результаты освоения программы.

3. Содержательный раздел.
3.1. Возрастные характеристики речевого развития детей дошкольного
возраста.
3.2. Учебный план.
3.3. Учебно-тематический план.
3.4. Содержание программы.
4. Список литературы
Приложение 1. Методики выявления уровня развития речи дошкольников
(Ушакова О.С, Струнина Е.М.)

Приложение 2. Методы отслеживания результативности.

Паспорт программы
Образовательная программа «Говорим правильно»
Руководитель программы: педагог дополнительного образования, Салозграф
Ирина Владимировна
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад №37 с.Раздольное Моздокского
района РСО-Алания
Адрес: РСО-Алания, Моздокский район, с.Раздольное, ул.Октябрьская, 9
тел: 8(86736)56-0-23
Электронная почта: vypukina63@mail.ru
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении - детский сад №37 с.Раздольное Моздокского
района РСО-Алания
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного
учреждения
Цель программы: Создание условий

для овладения нормами и

правилами родного языка и развитие языковых способностей у детей
дошкольного возраста.
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный.

1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в
дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью
периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.
Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная
область
«Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей
дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества;

развитие

фонематического

слуха;

звуковой

и

знакомство

интонационной
с

книжной

культуры

культурой,

речи,
детской

литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
1.2. Актуальность и новизна программы
Актуальность программы дополнительного образования «Говорим
правильно» вытекает из особенностей речевого развития детей дошкольного
возраста и определяется необходимостью уделять дополнительное внимание
и время данному аспекту в связи многонациональным составом детей,
посещающих МБДОУ – детский сад №37 с.Раздольное. Для более, чем 50%
детей русский язык не является родным с рождения, что создает
дополнительные трудности в его овладении.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком
разговорного

языка,

становления

и

развития

всех

сторон

речи

–

фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным
языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения
задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в
максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато
обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в
дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения
родного языка.
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном
этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик,
Л.Е.Тимощук,
целенаправленно

О.С.Ушакова

и

др.)

и

отмечают

обновления

и

систематизации

необходимость

речевой

работы

в

дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует
необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы
по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации
ФГОС ДО.
Стратегия современного обучения родному языку заключается в его
направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и
навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического
мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой
речевого общения и поведения.
Новизна данной программы заключается в том, что в процесс обучения
включены новые педагогические технологии в проведении занятий (игровые
технологии, технологии моделирования)
Программа дополнительного образования «Говорим правильно»
направлена на развитие речи детей дошкольного возраста (5-7лет).

1.3. Нормативно-правовая база.
Программа разработана в соответствии со следующими
нормативно-правовыми актами:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
 Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16
«Об
утверждении
СанПиН
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций».
 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
(приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(письмо министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 093242),
 Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня
2019 года № МР-81/02вн)
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ
Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391)
 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14
(постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. № 41 г. Москвы),
 Устав МБДОУ – детский сад №37 с.Раздольное Моздокского района
РСО-Алания
 Программа кружка «Говорим правильно» разработана с учётом
парциальной программы по развитию речи дошкольников Ушаковой
О.С.

2. Целевой раздел
2.1. Цель и задачи Программы
Цель: Создание условий для овладения нормами и правилами родного
языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- Способствовать овладению родным (русским) языком.
- Научить правильно использовать разговорную речь в повседневной жизни и
общении в многонациональной языковой среде.
Развивающие:
- Развитие умения свободно общаться со взрослыми и детьми.
- Развитие интереса и желания воспитанников знакомиться с русской народной
культурой, устным народным творчеством.
- Развитие у воспитанников всех компонентов устной речи (лексической
стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
- Развитие коммуникативных способностей.
- Развитие связной речи (диалогической и монологической форм).
Воспитательные:
- Воспитать звуковую и лексическую культуры речи.
- Воспитать

уважение

и

любовь

к

русской

культуре

через

знакомство

воспитанников с устным народным творчеством.
2.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на
решение разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны
речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их
основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.

Программа основывается на принципах.
Принцип комфортности: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка,
создание для каждого ситуации успеха. Погружение каждого ребенка в творческий
процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе
активных методов и форм обучения. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом
опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс,
что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
Принцип «от простого к сложному». Постепенность: переход от совместных
взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от простого до
заключительного, максимально сложного задания; "открытие новых знаний".
Принцип – воспитывающая и развивающая направленность. Вариативность:
создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов
творческих заданий, материалов, техники и др.
Принцип – учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной,
стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются
индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в
целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств
личности в процессе совместной (ребенок-ребенок, ребенок- педагог, ребенокродитель) продуктивнотворческой деятельности, в результате которой ребенок
учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные
задания, общаться с разными людьми и т.п.
Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком
строится на доброжелательной и доверительной основе.
Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности
дошкольника: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.
Принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и
концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры,
формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи)
осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно

усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость
упражнений, их смена и взаимосвязь;
Принцип – системность знаний (принцип взаимосвязи) - обогащение и
активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание
звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;
Принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о
предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность
обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи
лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и
антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные

средства,

невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений
окружающей действительности);
Принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала
на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным
особенностям становления речи детей.
Принцип обеспечения активной речевой практики. Язык усваивается в
процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является
одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не
только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип
предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в
разных видах деятельности.
Принцип

последовательности.

Большинство

занятий

построено

по

тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают,
продолжают, и развивать одну тему.
Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и
принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки
зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий
компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет
отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому,
как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации
обучения.

2.3. Формы и режим занятий
Программа «Говорим правильно» рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для детей 5-7 лет.
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий 25-30 минут при наличии сменной игровой
деятельности, включения динамических пауз (3-5 минут).
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть занятий
отводится на практическую работу детей.
Количество детей в группах:


1 год обучения: до 15 человек.

Основные формы обучения для эффективного процесса обучения и воспитания,
стремления к самостоятельной практической деятельности детей в данной
программе:
 Интегрированные занятия;
 Практические занятия;
 Игровые формы организации занятий;
 Выставки;
 Экскурсии;
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала и подкрепляется практическим освоением темы. По каждому блоку
предполагаются познавательные и ролевые игры, конкурсы. Постоянный поиск
новых форм и методов организации учебного и воспитательного процессов
позволяет делать работу с детьми разнообразной, эмоционально и информационно
насыщенной.

2.4. Методы и приемы, используемые для реализации программы
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
 Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; экскурсия, работа с
литературой; просмотр фильмов; демонстрация опыта; и др.) основное
назначение метода – организация усвоения информации обучаемым путем
сообщения им учебного материала и объяснение его успешного восприятия.
Объяснительно-иллюстративный метод – один из наиболее экономных
способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта
человечества.
 Репродуктивный ( практические упражнения и задания; алгоритмы;
программирование).
Основное назначение опыта – формирование навыков и умений
использования и применения научных знаний. Суть метода состоит в
повторении (многократном) способа деятельности пол заданию педагога.
Деятельность педагога заключается в разработке и сообщении образца, а
деятельность воспитанника – в выполнении действий по образцу.
 Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа;
случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.)
основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к
самостоятельной постановке и решению проблем.
 Креативный (творческий) – (творческое задание, творческий проект).
Сущность метода – обеспечение организаций поисковой творческой
деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
 Игровой. Используется при реализации программы в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы,
раздела учебного предмета;
в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);

в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление
поведением).
Методы, используемые для реализации программы подразделяются:
- Наглядные.
- Словесные.
- Практические.
- Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии).
-

Опосредованное

наблюдение

(изобразительная

рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и

наглядность:
картинам).

- Чтение и рассказывание художественных произведений.
- Заучивание наизусть.
- Пересказ.
- Обобщающая беседа.
- Рассказывание без опоры на наглядный материал.
- Дидактические
игры, игры-драматизации, инсценировки,
упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

дидактические

Приемы, используемые для реализации Программы
- Словесные.
- Речевой образец.
- Повторное проговаривание.
- Объяснение.
- Указание.
- Оценка детской речи.
- Вопрос.
- Наглядные.
- Показ иллюстративного материала.
- Показ положения органов артикуляции при обучении правильному
звукопроизношению.

- Игровые.
- Игровое сюжетно-событийное развертывание.
- Игровые проблемно-практические ситуации.
- Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
- Имитационно-моделирующие игры.
- Ролевые обучающие игры.
- Дидактические игры.
2.5. Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
 Качество усвоения;
 Уровень овладения деятельностью;
Социологический:
 Умение строить отношения в коллективе;
 Уровень развития коллектива
Индивидуально-личностные:
 Широта и устойчивость интересов;
 Общекультурный кругозор;
 уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
 степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать,
принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных
возможностей, терпимость и лояльность.
Воспитанности:
 сформированность качеств.
Психологического комфорта:
 степень оптимизма, защищенности, уверенности;
 эмоциональное состояние;
 межличностные отношения;
 социальное благополучие.

2.6. Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
 Набор нормативно-правовых актов;
 Наличие утвержденной программы;
 Наглядно-дидактический материал. схемы, рисунки, таблицы, карточки,
альбомы и т.д.
 Методические разработки по блокам программы;
 Подборка информационной и справочной литературы;
 Подбор дидактических игр;
 Диагностический инструментарий.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет ( соответствующий санитарно-гигиеническим нормам);
Учебное оборудование (комплект мебели);
Ноутбук
Телевизор
Флешкарта с аудио- и видеоматерилами
Организационное обеспечение:
 Необходимый контингент детей, который будет обучаться;
 Соответствующее требованием расписание;
 Связь с родителями, библиотекой ДК с. Раздольного.
Кадровые условия реализации Программы
Салозграф Ирина Владимировна, воспитатель.
Образование: высшее, «Ростовский государственный университет г.Ростов–наДону

;Межотраслевой

институт

развития

образования

г.Ростов-на-Дону;

Квалификация: Психолог–преподаватель; Специализация: Психология
Профессиональная переподготовка «Дошкольное образование и педагогика»

Квалификация: воспитатель
Повышение

квалификации:

«Основы

реализации

дополнительного

образования детей в дошкольной образовательной организации (познавательное,
художественно-эстетическое, физическое, речевое, социально-коммуникативное
развитие)», г.Санкт-Петербург, ООО «Центр непрерывного образования и
инноваций»
Педагогический стаж: 18лет
Шперлинг Светлана Александровна, воспитатель.
Образование: высшее, г. Владикавказ, ГОУВПО «Северо-Осетинский
государственный педагогический институт Министерства образования и науки РСОАлания»
Квалификация: Организатор-методист дошкольного образования
Специальность: Педагогика и методика дошкольного образования.
Повышение

квалификации:

«Основы

реализации

дополнительного

образования детей в дошкольной образовательной организации (познавательное,
художественно-эстетическое, физическое, речевое, социально-коммуникативное
развитие)», г.Санкт-Петербург, ООО «Центр непрерывного образования и
инноваций»
Педагогический стаж: 17 лет
2.7. Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение
целевых ориентиров: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение
активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи, развитие речевого творчества, формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и
интонационной культуры, фонематического слуха. К концу дошкольного возраста ребёнок
достаточно хорошо владеет устной речью. У ребёнка складываются предпосылки к
овладению грамотности.

5 - 6 лет


Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой

выразительности.


Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого

составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.


Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук».



Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с за- данным первым звуком.

Различает на слух гласные и согласные звуки.
6 – 7 лет


Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой

диалог со сверстниками.


Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей.

Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности.


Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы,

интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни.


Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует

в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова,
пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству.


Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного

опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.


Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению

(обсудить проблему, событие, поступок).


Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со

сверстниками и взрослыми (рассказ, речь – доказательство), объяснения, речь –
рассуждение).


Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и

предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных
вопросов.


Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр,

предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории,
планирует сюжеты творческих игр).



Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в

коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет
культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию
собеседника.


Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные,

оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие
варианты решения проблем.


Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.



Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.



Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные

качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове.


Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

Система оценки результатов освоения Программы
Оценкой результатов освоения Программы является педагогическая диагностика,
предлагаемая Ушаковой О.С, Струниной Е.М., которая проводится 2 раза в год
(Приложение 1).

Промежуточная диагностика проводится в виде игровой олимпиады по пройденным
темам.

3. Содержательный раздел
3.1. Возрастные характеристики речевого развития
детей дошкольного возраста
(5-6 лет)
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при
чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все
части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно
используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке,
передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности;

структурированием

игрового

пространства;

дальнейшим

развитием

изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных
способов изображения предметов одинаковой формы.
Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых
недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении
грамматических правил речи. Большинство детей не владеют в достаточной степени
умением строить описание и повествование.

(6-7 лет)
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно
высокого уровня. Дети седьмого года жизни обычно осваивают построение разных типов
текстов: описание, повествование, рассуждение. В процессе развития связной речи дети
начинают

также активно

пользоваться разными

способами связи

слов

внутри

предложения.
Вместе с тем отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не
умеют

пользоваться

интонационными

средствами

выразительности,

регулировать

скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Дети овладевают умением строить
разнообразные сложные предложения. Основные недостатки развития связной речи
относятся к неумению построить текст, используя все структурные элементы, и владеть
умением

соединять

высказывания.

различными способами цепной и параллельной связи части

3.2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№
п\п

Разделы программы

Количество часов

1.

Диагностика (вводное занятие,
промежуточная олимпиада, итоговое занятие)

3 часа

2.

Пересказ сказки, рассказа с элементами
инсценировки

8 часов

3.

Рассказывание по заданной теме с
использованием мнемотехники
Составление сюжетного рассказа по картине

4.
5.
6.

Составление рассказа по скороговорке или по
теме стихотворения
Составление описательного рассказа о
предметах с проведением экскурсий

9 часов
7 часов
2 часа
2 часа

7.

Грамматический строй речи

1 час

8.

Творческие задания (сочинительство)

3 часа

ВСЕГО часов

35 часов

Летний период с 1.06. по 15.07.
1.

Составление рассказа на заданную тему с
проведением экскурсий, наблюдений

2 часа

2.

Пересказ сказки или рассказа с элементами
инсценировки

2 часа

3.

Творческие задания (сочинительство)

2 часа

Всего часов:

6 часов

Общее количество часов:

41 час

3.3. У Ч Е Б Н О - Т Е М А Т И Ч Е С К И Й П Л А Н
Основные задачи:
 Развитие связной речи. Овладение связной монологической речью — одна из
главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит
от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного
благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной
активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе
целенаправленного речевого воспитания.
 Развитие лексической стороны речи. Лексические единицы входят в сеть
разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений —
семантические поля. Главным условием осознания речи является понимание ее
смысла и значения, а в языке благодаря действию различных ассоциаций
создаются различные параллельные способы выражения мыслей.


Формирование грамматического строя речи. В процессе овладения речью
ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических
форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольника включает
работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах
слова (изменением слова по родам, числам, падежам), словообразованием
(созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств),
синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением
простых и сложных предложений).

 Развитие звуковой стороны речи. Фонетика, изучающая звуковую сторону
речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы,
которые служат для воплощения слов и предложений в материальную
звуковую форму. Звуковые единицы языка — звук, слог, такт, фраза —
связаны между собой и составляют систему.
 Развитие образной речи. Образная речь является составной частью культуры
речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается
соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли,
чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания
содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

№ п/п

Всего
Тема занятий

Всего часов

часов Теорити
ческих

1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Вводное занятие, диагностика

Практи
ческих

1

1

1

1

Составление сюжетного рассказа по
картине «Кошка с котятами».
Рассказывание о личных впечатлениях на
тему: «Наши игрушки.

1

1

1

1

Составление рассказа по скороговорке

1

1

Пересказ рассказа Н. Калининой
«Разве так играют?».
Составление сюжетного рассказа
по картине «Строим дом».
Составление рассказов на темы
стихотворений
Составление рассказа на заданную
тему.
Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Сочинение рассказа по картине
«Ежи».
Составление рассказа на тему
«Домашнее животное».
Составление описательного рассказа о
предметах посуды
Пересказ рассказа Е.Калининой «Про
снежный колобок».
Составление рассказа по картине
«Река замерзла».
Промежуточная диагностика. Олимпиада.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Составление рассказа на тему «Игры
зимой».
Пересказ сказки «Петух да собака».

1

1

1

1

Составление рассказа по картине «Северные
олени».

1

1

Пересказ сказки «Лиса и рак».

Составление описательного рассказа на
тему «Зима».
Ознакомление с предложением

1

1

1

1

Пересказ сказки
«Лиса и кувшин»
Составление рассказа по картине
«Лошадь с
жеребенком».
Составление рассказа на тему
«Как цыпленок заблудился»
Составление рассказа на заданную тему.

1

1

1

1

1

1

1

1

Пересказ сказки Л.Н.Толстого «Пожарные
собаки»
Составление сюжетного
рассказа по набору игрушек.
Сочинение на тему «Приключения зайца»

1

1

1

1

1

1

Сочинение рассказа на предложенную
тему.
Пересказ рассказа Я.Тайца
«Послушный дождик»
Составление рассказа по картине «Зайцы»

1

1

1

1

1

1

1

1

33.

Составление рассказа на тему:
«Как Сережа нашел щенка»
Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».

1

1

34.

Сочинение рассказа на предложенную тему.

1

1

35.

Диагностика (итоговое занятие)

1

1

35

35

1

1

1

1

1

1

20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.

Всего часов:
Летний период с 1-06. по 15.07.
1.
2.

3.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре
желания».
Рассказывание по итогам экскурсии и бесед
«Летний отдых».
Составление рассказа по итогам экскурсии, с
опорой на картинку «В школу».

4.

Пересказ русской народной сказки
«Лиса и козел»

5.

Придумывание сказки: «Как ежик зайца
выручил».
Придумывание сказки: «День рождения
зайца».

6.

1

1

1

1

1

1

Всего часов:

6

6

Общее количество часов:

41

41

Расписание кружка «Говорим правильно»
Понедельник
-

Вторник
-

Среда
-

Четверг
-

Продолжительность занятий: старшая группа не более 30 минут.

Пятница
15.30

С о д е р ж а н и е

№
1

Тема
Диагностика

2

Пересказ
сказки
«Лиса и рак».

3

Составление
сюжетного
рассказа по
картине
«Кошка с
котятами».

4

Рассказыван
ие о личных
впечатления
х ан тему:
«Наши
игрушки.

п р о г р а м м ы

Сентябрь
Программное содержание
Выявление начального уровня воспитанников владения
материалом.

Учить связно, последовательно и выразительно
рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя;
подвести к составлению описательного рассказа по
картине
«Лиса»; учить образовывать близкие по смыслу
однокоренные слова, использовать в речи слова с
противоположным значением; развивать голосовой
аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо,
шепотом).
Учить составлять небольшой сюжетный рассказ
по картине:
рассказывать о событиях, предшествовавших
изображенным на картине, придумывать концовку;
учить отмечать и называть различие и сходство между
кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего
вида, поведения, подбирать точные слова
для характеристики действий; учить самостоятельно
образовывать клички животных.

Учить давать описание внешнего вида игрушки,
рассказывать о том, как с ней можно играть, какие
игрушки есть дома; закрепить умение образовывать
близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в
речи сложноподчиненными
предложениями. Учить произносить слова со звуками
-с и -з отчетливо и внятно.

Октябрь
№
п/п
Тема
1
Составление
рассказа по
скороговорке

2

Пересказ
рассказа Н.
Калининой
«Разве
так играют?».

3

Составлен
ие
сюжетного
рассказа
по картине
«Строи
м дом».

4

Составление
рассказов на
темы
стихотворений.

Программное содержание
Формировать навыки связной речи; учить
использовать в речи сложноподчиненные
предложения; называть предметы, игрушки,
подбирать слова, близкие по смыслу; уточнить и
закрепить правильное произношение звуков, учить
дифференцировать эти звуки на слух и в собственной
речи.
Учить выразительно пересказывать текст;
активизировать в речи глаголы; учить подбирать по
смыслу глаголы к существительным; учить
образованию форм единственного и множественного
числа существительных, обозначающих названия
детенышей животных;
формировать представление о том, что не все детеныши
имеют название, сходное по звучанию с названием
взрослых животных.
Учить составлять сюжетный рассказ по картине;
придумывать продолжение сюжета, название картины;
воспитывать умение подбирать глаголы и
прилагательные для характеристики действий
персонажей; уточнить и закрепить
произношение звуков ш и ж, отчетливо и внятно
произносить слова с этими звуками.
Учить рассказывать связно, не отступая от заданной
темы; упражнять в образовании детенышей животных
в именительном и родительном падежах
множественного числа;
закрепить представление о том, что не все детеныши
имеют специальное название; активизировать в речи
сложноподчиненные предложения; учить четко
произносить чисто- и скороговорки со звуками ш и ж.

Ноябрь
№
Тема
п/п
1
Составление
рассказа на
заданную тему.

2

Пересказ
рассказа
Е.Чарушина
«Лисята».

3

Сочинение
рассказа
по картине
«Ежи».

4

Составление
рассказа на тему
«Домашнее
животное».

Программное содержание
Учить составлять короткий рассказ на заданную тему;
закрепить умение образовывать названия детенышей
животных в именительном и родительном падежах
множественного числа; активизировать в речи
сложноподчиненные предложения;
учить подбирать слова, сходные по звучанию.
Учить выразительно пересказывать литературный
текст без помощи вопросов воспитателя; учить
придумывать загадки; подбирать по смыслу
прилагательные и глаголы; согласовывать
прилагательные с существительными в роде и числе;
учить пользоваться восклицательной
интонацией.
Учить детей составлять рассказ по картине, имея уже
имеющиеся знания о жизни диких животных (ежей);
активизировать в речи сложноподчиненные
предложения;
формировать умение понимать смысл образных
выражений в загадках.
Учить рассказывать о своих личных
впечатлениях; воспитывать умение отбирать для
рассказа интересные факты и события; учить
употреблению трудных форм
родительного падежа множественного числа
существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек,
рукавичек); воспитывать умение задавать друг
другу вопросы.

№
п/п
1

Тема

Составление
описательного
рассказа о
предметах
посуды

2

Пересказ
рассказа Е.
Калининой
«Про снежный
колобок».

3

Составление
рассказа по
картине
«Река замерзла».

4

Промежуточная
диагностика.
Олимпиада.

Декабрь
Программное содержание

Учить детей составлять короткий по стихотворению
и описательный
рассказ о предметах посуды; учить сравнивать
различные предметы по материалу, размерам,
назначению, употребляя названия качеств
(стеклянный, металлический, пластмассовый),
активизировать
употребление слов противоположного значения
(антонимов) (глубокая- мелкая, большой - маленький,
высокий
– низкий) многозначных слов
(глубокий, мелкий); закрепить умение
классифицировать предметы по качеству (стеклянный,
металлический, пластмассовый, деревянный); учить
образовывать по аналогии названия предметов посуды
(хлебница, сахарница, сухарница)
Учить передавать художественный текст без
помощи вопросов воспитателя; учить подбирать
подходящие по смыслу определения (активизация
прилагательных); закрепить умение употреблять
трудные формы родительного падежа
множественного числа
существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек,
рукавичек); обратить внимание на формы изменения
глагола хотеть; привлечь внимание к громкости и
четкости произнесения слов.
Учить составлять рассказ по картине, при описании
событий указывать место и время действия;
тренировать умение понимать оттенки значения
слова; учить согласовывать в роде глагол
прошедшего времени с существительным; закреплять
правильное произношение звуков с и ш.
Выявление достижений воспитанников по
пройденным темам.

№
Тема
п/п
1 Составление
рассказа на
тему
«Игры зимой».

Январь
Программное содержание
Учить составлять связный рассказ о впечатлениях
из личного опыта, не отступая от заданной темы;
учить употреблять предлоги с пространственным
значение; учить отчетливо и внятно произносить
фразы, насыщенные словами со звуками
с и ш; говорить с разной громкостью голоса, изменять
темп речи.

2

Пересказ сказки
«Петух да
собака».

Учить пересказывать сказку без помощи вопросов
воспитателя, выразительно передавая диалог
действующих лиц; учить подбирать прилагательные
и глаголы к существительным лиса и собака; учить
использовать сложноподчиненные и вопросительные
предложения; ориентироваться на окончания слов
при согласовании существительных и
прилагательных в роде; образовывать формы
родительного падежа множественного числа
существительных; подобрать слова, сходные по
звучанию, в заданном ритме.

3

Составление
рассказа по
картине
«Северные
олени».

Учить составлять сюжетный рассказ по картине,
используя свои знания о внешнем виде и жизни
животных; учить подбирать наиболее точные
определения при описании внешнего вида
животных; активизировать в речи антонимы;
упражнять в образовании названий детенышей
животных с уменьшительными суффиксами.

№
Тема
п/п
1 Составление
описательного
рассказа на
тему «Зима».

2 Ознакомление с
предложением

Февраль
Программное содержание
Учить при описании событий
указывать время действия, используя разные типы
предложений (простые, распространенные, сложные);
учить подбирать определения к заданным словам;
совершенствовать синтаксические навыки, используя
ситуацию «письменной речи»
(ребенок рассказывает, воспитатель записывает
рассказ); добиваться четкого произнесения слов и
фраз, включающих звуки ц и ч, приучать правильно
пользоваться вопросительной интонацией.
Дать представление последовательности слов в речи;
ввести термин «предложение»; учить составлять и
распространять
предложение, закреплять умение называть слова в
предложении последовательно и вразбивку; учить
подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном
воспитателем ритме; учить произносить
чистоговороки с разной силой голоса.

3

Пересказ сказки Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов,
«Лиса и кувшин» выразительно; объяснить значение слова жать,
учить подбирать синонимы к глаголам, составлять
предложения с заданными словами, правильно
сочетая их по смыслу и распространять его; учить в
игре составлять из отдельных слов
предложение; читать предложения после
перестановки каждого слова; учить произносить
предложения с разными оттенками интонации
(сердитая, просительная, ласковая)

4

Составление
рассказа по
картине
«Лошадь с
жеребенком».

Учить составлять описательный рассказ по
картине, используя наиболее точные слова для
обозначения цвета и величины; закреплять в игре
умение строить предложение из заданных слов,
менять порядок слов в предложении; формировать
умение отчетливо произносить скороговорки в
разном темпе и с разной силой голоса.

Март
№
п/
п
1

2

3

4

Тема

Программное содержание

Составление
рассказа на
тему «Как
цыпленок
заблудился»
Составление
рассказа на
заданную
тему.

Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ,
начатый воспитателем; формировать умение составлять
из данного предложения
новое путем последовательной замены слов.

Пересказ сказки
Л.Н.Толстого
«Пожарные
собаки».

Учить связно, последовательно и
выразительно пересказывать художественный текст
без наводящих вопросов, учить подбирать по смыслу
определения, слова, близкие и противоположные по
смыслу; учить составлять предложения – путаницы и
заменять слова в этих предложениях; развить чувство
ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок).

Составление
сюжетного
рассказа по
набору игрушек.

Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для
него соответствующих персонажей(игрушки); давать
описание и характеристику
персонажей, вводить в повествование диалог; учить
подбирать определения к заданным словам; учить
составлять предложения из набора слов с помощью
воспитателя из двух, трех слов - самостоятельно.

Учить составлять рассказ на тему, предложенную
воспитателем; учить сравнивать предметы, точно
обозначая, словом черты сходства и различия;
находить смысловые несоответствия в тексте
стихотворения и аргументировать свои суждения;
уточнить значение слов мебель и посуда; учить
самостоятельно образовывать названия посуды;
формировать умение строить предложения;
формировать умение строить предложения.

Апрель
№
п/
п
1

Тема

Программное содержание

Сочинение на
тему
«Приключения
зайца»

Учить придумывать сказку по
предложенному плану, не отступая от темы, не
повторяя сюжетов товарищей; учить подбирать
прилагательные и глаголы к существительному заяц;
учить согласовывать прилагательные с
существительными в роде и числе.

2

Сочинение
рассказа на
предложенную
тему.

3

Пересказ
рассказа
Я.Тайца
«Послушный
дождик»

Учить составлять рассказ, используя предложенный
сказочный сюжет; учить самостоятельно, соотносить
названия объектов с них
изображениями на картинках; уточнить и закрепить
правильное произношение звуков л- л’, р - р’,
изолированных, в словах и фразах; учить четко и
внятно произносить слова и фразы с данными
звуками; учить правильно, отгадывать загадки.
Учить пересказывать текст в ситуации письменной
речи (ребенок диктует, воспитатель записывает);
подвести к образованию названий профессий исходя
из занятий; активизировать в речи названия
профессий и действий; учить называть предметы,
необходимые людям той или иной профессии.

4

Составление
рассказа по
картине
«Зайцы»

Учить составлять рассказ по картине по
предложенному плану, включать в рассказ описание
внешнего вида персонажей и их характеристику;
учить образовывать существительные
от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных
(веселый - весельчак).

Май
№
п/п
1

Тема
Составление
рассказа на
тему:
«Как Сережа
нашел щенка»

Программное содержание
Учить составлять рассказ по
предложенному плану, образно
описывая место действия, настроения героя; учить
построению сложных предложений в ситуации
письменной речи; давать задания на образование
слов – названий профессий.

2

Пересказ сказки
В. Сутеева:
«Кораблик».

Учить связно, рассказывать сказку,
выразительно передавать диалоги персонажей;
соблюдать композицию сказки; учить понимать
и объяснять смысл поговорок; ориентировать на
звучание грамматических форм, при
помощи, которых образуют новые грамматические
формы

3

Сочинение
рассказа
на
предложенную
тему.

Учить составлять рассказ, используя
предложенный сказочный сюжет; учить
самостоятельно, соотносить названия объектов с
их изображениями на картинках.

4

Диагностика

Выявление достигнутого уровня овладения
материалом детьми.

Содержание работы на летний период
№
п/п

Тема

1

«Пересказ
рассказа К.
Ушинского
«Четыре
желания».

2

«Рассказывание
по итогам
экскурсии и
бесед «Летний
отдых».
«Составление
рассказа по
итогам экскурсии,
с опорой на
картинку «В
школу».
«Пересказ
русской
народной
сказки
«Лиса и козел»

3

4

№ п/п
1

Тема
Придумывание
сказки: «Как
ежик зайца
выручил».

2

«Придумывание
сказки: «День
рождения зайца».

Июнь
Программное содержание
Учить передавать литературный текс точно,
без пропусков и повторений. Учить разным
способам образования степеней сравнения
прилагательных и наречий. Упражнять в
подборе синонимов и антонимов к
прилагательным и глаголам.
Учить составлять рассказ по плану
воспитателя, передавая впечатления о лете.
Побуждать связно и последовательно
излагать события.
Учить составлять сюжетный рассказ по
картине, используя структуру построения
сюжета: завязка, кульминация, развязка.
Активизировать слова, относящиеся к темам
школа, осень. Упражнять в дифференцировании
звуков «с» и «ш».
Учить использовать при пересказе
выразительные средства языка,
интонационно верно передавать
диалоги персонажей. Формировать у
детей умение подбирать определения к именам
существительным. Учить детей отчетливо и
внятно произносить скороговорку.
Июль
Программное содержание
Учить детей придумывать сказку на заданную
тему с использованием описаний внешнего
вида персонажей, их действий, персонажей.
Совершенствовать умение детей подбирать
однокоренные слова. Учить детей подбирать
синонимы и антонимы.
Учить самостоятельно, продумывать сказку на
заданную тему, использовать описание, диалог.
Упражнять в образовании винительного

падежа множественного числа
существительных. Упражнять в отчетливом
произнесении скороговорок в различном темпе
и с разной силой голоса.

Методическая литература
Нормативные документы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,

Постановление Главного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об
утверждении СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»
(приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),

Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),

Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня
2019 года № МР-81/02вн)

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ
Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391)

«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г.
Москвы),

Устав МБДОУ – детский сад №37 с.Раздольное Моздокского района
РСО-Алания

Литература, используемая для составления программы
1. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи
– М:ТЦ
Сфера, 20125.Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного
возраста –– М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.
2. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста
Издательство: ТЦ Сфера,: 2013
3. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника:
Издательство: ТЦ Сфера,: 2013
4. Ушакова О.С.Развитие речи 5-7 лет. 3-е издание, дополн./-М.: ТЦ
Сфера,2015.-272 с.
5. О.С.Ушакова.
Придумай слово. Речевые игры. Упражнения.
Методические рекомендации. М.: ООО «ТЦ Сфера» 2016.- 208 с.
6. О.С.Ушакова. Программа развития речи дошкольников. Теоретические
основы. Основные задачи. Развитие речи в возрастных группах.
Педагогические условия. М.: ООО «ТЦ Сфера» 2015.- 96с.
7. О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры.
Упражнения. Конспекты занятий . М.: ООО «ТЦ Сфера» 2015.- 176с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».