Рабочая программа воспитания МБДОУ № 37 с.Раздольное на сайт 18.08.2021

1

Содержание
Пояснительная записка
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной
программы
1.1. Цель и задачи Программы воспитания
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы
воспитания
1.2.1. Уклад образовательной организации
1.2.2. Воспитывающая среда ДОУ
1.2.3. Общности (сообщества) ДОУ
1.2.4. Культура поведения воспитателя в общностях как
значимая составляющая уклада
1.2.5. Социокультурный контекст
1.2.6. Деятельности и культурные практики в ДОУ
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной
программы
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
раннего возраста (от 2 до 3 лет)
1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
дошкольного возраста (до 8 лет)
Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
2.1.1. Творческие соревнования
2.1.2. Праздники
2.1.3. Фольклорные мероприятия
2.2. Особенности воспитательного процесса в детском саду
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ
3.3. Организация предметно-пространственной среды
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы
воспитания
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей
3.7. Примерный календарный план воспитательной работы
3.8. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Основные понятия, используемые в Программе
Приложения

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБДОУ -детский сад № 37
С.Раздольное Моздокского района РСО-Алания (далее – Программа
воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей
программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31
июля 2020 г.
№ 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» с
учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования.
Программа воспитания является компонентом Образовательной
программы МБДОУ- детский сад № 37 С.Раздольное Моздокского района
РСО- Алания. В связи с этим структура Программы воспитания включает
три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из
них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая
участникамиобразовательных отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде»
Программа воспитания основана на воплощении национального
воспитательного идеала, который понимается как высшая цель
образования, нравственное (идеальное) представление о человеке.
В основе процесса воспитания детей в МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное
лежат конституционные и национальные ценностироссийского общества.
Целевые ориентиры - возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОУ
и с базовыми духовно-нравственными ценностями.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой
воспитывается ребенок, возможно раскрыть способности и таланты детей,
подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

3

Для того чтобы эти ценности осваивались ребёнком, они находят свое
отражение в основных направлениях воспитательной работы МБДОУ
детский сад № 37 с.Раздольное .
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического
направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе
социального направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного
направления воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического
направления воспитания.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное
партнерство с другими организациями.
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты
Примерной программы
1.1.Цель и задачи Программы воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в
духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая
цель воспитания в МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное – личностное
развитие воспитанников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых
знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
значимых дел).

4














Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение
позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно
сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий
самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет
способствовать решение следующих основных задач:
развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,
эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного
развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными,
индивидуальными особенностями и склонностями;
формирование общей культуры личности, в том числе ценностей
здорового и устойчивого образа жизни, инициативности,
самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,
взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и
идеалов, прав свободного человека;
воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее
достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества;
воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных
видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры
народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации
на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и
общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание
ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и
образования детей.
1.1. Методологические основы и принципы построения
Программы воспитания
Методологической основой Примерной программы являются
антропологический, культурно-исторический и практичные подходы.
Концепция Программы основывается на базовых ценностях воспитания,
заложенных в определении воспитания, содержащемся в Федеральном
законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».

5

Методологическими ориентирами воспитания также выступают
следующие идеи отечественной педагогики и психологии: развитие
личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности;
духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания;
амплификация (обогащение) развития ребёнка средствами разных
«специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами дошкольного
образования, определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных
и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на
следующие принципы:
 принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека,
прав и свобод личности, свободного развития личности;
воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального
природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство
ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми
участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное
уважение;
 принцип общего культурного образования. Воспитание
основывается на культуре и традициях России, включая
культурные особенности Республики Северная Осетия Алания;
 принцип следования нравственному примеру. Пример как
метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт
ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу,
пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить
возможность выбора при построении собственной системы
ценностных отношений, продемонстрировать ребенку
реальную возможность следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность
важных интересов личности от внутренних и внешних угроз,
воспитание через призму безопасности и безопасного
поведения;

6

 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого.
Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на
основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
 принцип инклюзивности. Организация образовательного
процесса, при котором все дети, независимо от их физических,
психических, интеллектуальных, культурно-этнических,
языковых и иных особенностей, включены в общую систему
образования.
1.1.1. Уклад образовательной организации
Уклад – общественный договор участников образовательных
отношений, опирающийся на базовые национальные ценности,
содержащий традиции региона и ДОУ, задающий культуру поведения
сообществ, описывающий предметно-пространственную среду,
деятельности и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации
распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни
ДОУ.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые
разделяются всеми участниками образовательных отношений
(воспитанниками, родителями, педагогами и другими сотрудниками ДОУ).
1.1.2.Воспитывающая среда ДОУ
Воспитывающая среда – это особая форма организации
образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и
практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды
являются ее насыщенность и структурированность.
1.1.2.Общности (сообщества) ДОУ
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и
отношений между людьми, единство целей и задач воспитания,
реализуемое всеми сотрудниками ДОУ.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных
ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;

7

 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между
отдельными детьми внутри группы сверстников принимала
общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт
общения на основе чувства доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить
проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают
влиться в общество сверстников (организованность, общительность,
отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь
событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников
ДОУ и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не
только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение
друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию
ребенка в семье и в ДОУ. Зачастую поведение ребенка сильно различается
дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми
особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание
условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного
развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие
друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное
уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие
общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом
воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается
к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем
эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее
участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей
спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие
полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно
приобретает способы общественного поведения, под руководством
воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться,
заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к
группе сверстников рождается тогда, когда ребенок впервые начинает

8

понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания
необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки
поведения, качества, определяющие характер взаимоотношений ребенка с
другими людьми и его успешность в том или ином сообществе. Поэтому
так важно придать детским взаимоотношениям дух доброжелательности,
развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями
достигать поставленной цели.
1.1.2. Культура поведения воспитателя в общностях как значимая
составляющая уклада
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на
создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач
воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой
группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной
жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной
этики и поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует
родителей и детей первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них
ответственность за поведение детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение
голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с
детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в
то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях
воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в
отношениях с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к
воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

9

 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.1.3. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда,
в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние,
которое среда оказывает на идеи и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в
структурно-содержательной основе Программы воспитания.
Социокультурный контекст воспитания является вариативной
составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные,
конфессиональные и региональные особенности и направлен на
формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение
социального партнерства образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль
родительской общественности как субъекта образовательных отношений в
Программе воспитания.
1.1.4. Деятельности и культурные практики в ДОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности
дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации
цели воспитания могут выступать следующие основные виды
деятельности и культурные практики:
 предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в
которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой
деятельности, способы ее реализации совместно с родителями,
воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым
ребенком инструментального и ценностного содержаний,
полученных от взрослого, и способов их реализации в различных
видах деятельности через личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная
самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои
базовые устремления: любознательность, общительность, опыт
деятельности на основе усвоенных ценностей).

10

1.2. Требования к планируемым результатам освоения Примерной
программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер,
но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и
становления личности ребенка. Поэтому результаты достижения цели
воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде
обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какиелибо линии развития не получат своего становления в детстве, это может
отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в будущем.
На уровне дошкольного образования не осуществляется оценка
результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как
«целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного
образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием
для их формального сравнения с реальными достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего
возраста (от 2 до 3 лет)
Портрет ребенка раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Проявляющий привязанность,
Патриотическое Родина, природа любовь к семье, близким,
окружающему миру
Способный понять и принять, что
такое «хорошо» и «плохо».
Проявляющий интерес к другим
детям и способный бесконфликтно
играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Человек, семья, Доброжелательный, проявляющий
Социальное
дружба,
сочувствие, доброту.
сотрудничество Испытывающий чувство
удовольствия в случае одобрения и
чувство огорчения в случае
неодобрения со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным
(свободным) активным действиям в
общении. Способный общаться с

11

Познавательное

Физическое и
оздоровительное

Трудовое

Этикоэстетическое

Знание

Здоровье

Труд

Культура и
красота

другими людьми с помощью
вербальных и невербальных средств
общения.
Проявляющий интерес к
окружающему миру и активность в
поведении и деятельности.
Выполняющий действия по
самообслуживанию: моет руки,
самостоятельно ест, ложится спать и
т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической
активности.
Соблюдающий элементарные
правила безопасности в быту, в ДОУ,
на природе.
Поддерживающий элементарный
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать взрослому в
доступных действиях.
Стремящийся к самостоятельности в
самообслуживании, в быту, в игре, в
продуктивных видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к
красоте.
Проявляющий интерес и желание
заниматься продуктивными видами
деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей
дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
Ценности аПоказатели
воспитания
Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей
Патриотическое Родина, природа стране, испытывающий чувство
привязанности к родному дому,
семье, близким людям.
Социальное л Человек, семья, Различающий основные п роявления
ч

12

дружба

Познавательное

Физическое и
оздоровительное

Трудовое

добра и зла, принимающий и
,
уважающий ценности семьи и
сотруднич
общества, правдивый, искренний,
ество
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку,
проявляющий задатки чувства
долга: ответственность за свои
действия и поведение;
принимающий и уважающий
различия между людьми.
Освоивший основы речевой
культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать
собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих
интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе
творческом, проявляющий
активность, самостоятельность,
инициативу в познавательной,
знания
игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и
в самообслуживании, обладающий
первичной картиной мира на основе
традиционных ценностей
российского общества.
Владеющий основными навыками
личной и общественной гигиены,
стремящийся соблюдать правила
Здоровье
безопасного поведения в быту,
социуме (в том числе в цифровой
среде), природе.
Понимающий ценность труда в
семье и в обществе на основе
труд
уважения к людям труда,
результатам их деятельности,
проявляющий трудолюбие при
выполнении поручений и в

13

Этикоэстетическое

Культура и
красота

самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и
чувствовать прекрасное в быту,
природе, поступках, искусстве,
стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности, обладающий
зачатками художественноэстетического вкус

Раздел II. Содержательный
2.1.Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения
детьми дошкольного возраста всех образовательных областей,
обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является
объединение воспитания и обучения в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;
 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с
направлениями воспитательной работы. Предложенные направления не
заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным
областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в
целостном образовательном процессе. Практическая реализация
направлений воспитательной работы МБДОУ- детский сад № 37
С.Раздольное представлена в формах: творческие соревнования,
праздникии развлечения, фольклорные мероприятия.
2.1.1. Творческие соревнования
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную
работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социальнокоммуникативное развитие, умственное и эстетическое воспитание,

14

вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных
усилий.
Творческие соревнования способствуют художественно–
эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживанию персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие:
сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения
выражать в художественных образах свои творческие способности.
Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского
сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где
развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог.
Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для
достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть
терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт
участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к
соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой
оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения
социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и
формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и
поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное проводит творческие
соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки,
концерты. Конкретная форма проведения творческого соревнования
определяется календарным планом воспитательной работы МБДОУдетский сад № 37 с.Раздольное.
МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное помогает подготовиться
семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по
созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам
приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка,
понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и
доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь
в развитии детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения
творческих соревнования педагогический коллектив детского сада решает

15

для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности
развития ребенка в семье и детском саду.
2.1.2. Праздники
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов
ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития
речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных
занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию
социально-коммуникативных навыков, создают положительный
эмоциональный настрой.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов
деятельности. Для этих целей на празднике используются игры и
представления. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на
занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и
танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом
продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да
еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место
в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить
ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно
стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься
будет усерднее.
Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить
представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с
другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить
навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить
какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома.
Помимо этого, педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе:
насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он
дисциплинирован.
Педагогический коллектив вправе не приглашать родителей на
праздники в первых младших группах, потому что малыши нередко
реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и
теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек
присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.
МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное организует праздники в
форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год,
весенний праздник, мамин праздник, день Победы, а также утренников.
Конкретная форма проведения праздника определяется календарным
планом воспитательной работы МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное.

16

2.1.3. Фольклорные мероприятия





Фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками, но
существенно отличаются от остальных воспитательных мероприятий
детского сада тем, что направлены на раскрытие социокультурных
ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными
традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их
обычаями.
При проведении фольклорного мероприятия важно продумать его
форму и сценарий. Например, это могут быть «Ярмарка», «Гуляния»,
«Посиделки». После этого выстраивается композиция, определяется
очередность развития событий, кульминация мероприятия. Сценарий
завершается развязкой. Конкретная форма проведения фольклорного
мероприятия определяется календарным планом воспитательной работы
МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное .
Педагоги, занятые в организации фольклорного мероприятия
должны учитывать важность поисковых действий и предварительной
работы, построенных в каждом случае на взаимодействии и
сотрудничестве взрослых и дошкольников. Например, показать ребенку
историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их
изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных,
тряпичных игрушек, осетинских народных кукол, осетинской гравировки
(чеканка) и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов.
В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к
воспитанию и развитию дошкольников:
формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;
социализация, развитие коммуникативных навыков.
В процессе проведения фольклорного мероприятия ребенок
участвует в разных видах деятельности, организованных согласно
принципам природосообразности детей: игровой, музыкальной,
театрализованной и коммуникативной.
В детском саду национально- региональный компонент пронизывает
все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети
знакомятся с национальной культурой через все виды деятельности:
игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, двигательную. В
группах имеются мини уголки, где дети знакомятся с предметами быта,
традициями. На всех праздниках дети рассказывают стихи, поют песни.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной
деятельности через инсценировки разных видов. Дошкольное детство –
яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно,
светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего

17

города, села и аула. Жизнь взрослых и жизнь детей сосуществуют в
органичном единстве и неразрывны. Последние повседневно участвовали
в обрядовой жизни взрослых. Некоторые обряды сохранились, а другие
вышли из активного употребления старшими. Этими выпавшими из
взрослого репертуара обрядами дети стали забавляться, и они сохранились
как игры с дополнениями, изменениями. Но еще есть историческая память
поколений. Задача педагога – передать ее детям, наполнить их сердца не
гаснувшим светом народной культуры, знанием традиций и истории своей
республики.
2.2. Особенности воспитательного процесса в детском саду
В МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное образовательный
процессосуществляется в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
(далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются
в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы
МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное является формирования общей
культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной
деятельности.
Игровая деятельность является ведущей в воспитательном процессе
дошкольного образования. Игра широко используется в как
самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и
метод развития, воспитания и обучения в других организационных
формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые,
строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с
элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами
(дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности
воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта
детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого
воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских
способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества
педагогического руководства. Организованное проведение этой формы
работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным
руководством со стороны воспитателя.

18

Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в
свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в
помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации
пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с
отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и
контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный
материал при фронтальной работе и т.д.
Воспитательный процесс в МБДОУ - детский сад № 37 с.Раздольное
организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью
природных, предметных, социальных условий и пространством
собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только
количественного накопления, но и через улучшение качественных
параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности,
функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и
динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей,
проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети
свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко
всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем,
придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и
пользования материалами, оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе МБДОУ - детский сад
№ 37 с.Раздольное является физическое воспитание и развитие
воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной
организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического
режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный
режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с
возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной
двигательной активности малышей устанавливается в следующих
пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший
дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима
обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр,
упражнений, занятий физкультурой, организации детских спортивных
праздников, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как
части нравственного становления. Воспитательная деятельность
направлена на формирование эмоциональной готовности к труду,
элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к
миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный
и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов,
предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий
при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие
подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.

19

Для МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное важно интегрировать
семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет
семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебновоспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские
собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, тренинги,
викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм
работы с детьми, применяются средства наглядной пропаганды
(информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды,
фотовыставки и др.), проводятся традиционные совместные с родителями
физкультурные развлечения и досуги, привлекаются родители к
проведению праздников, развлечений, экскурсий и др.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников в процессе реализации Программы
воспитания
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение
является единственным общественным институтом, регулярно и
неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим
возможность оказывать на нее определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного
учреждения заложены следующие принципы:
 единый подход к процессу воспитания ребенка;
 открытость
дошкольного учреждения для родителей;
 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
 уважение
и доброжелательность друг к другу;
 дифференцированный подход к каждой семье;
 равно ответственность родителей и педагогов.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление
родителей с результатом работы ДОУ на общих
родительских собраниях, анализом участия родительской
общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление
родителей с содержанием работы ДОУ,
направленной на физическое, психическое и социальное развитие
ребенка;
• участие
в составлении планов спортивных и культурно-массовых
мероприятий, работы
родительского комитета;
• целенаправленную
работу, пропагандирующую общественное
дошкольное воспитание в его разных
формах;

20

• обучение
конкретным приемам и методам воспитания и развития
ребенка в разных видах
детской деятельности на семинарахпрактикумах, консультациях и открытых мероприятиях.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского
развития в ДОО решается в четырех направлениях:
- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями
(законными представителями);
- повышение педагогической культуры родителей (законных
представителей);
- вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОУ,
совместная работа по обмену опытом;
- участие в управлении образовательной организации.
В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит
сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей
принадлежит педагогу.
Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого
воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей,
воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять
индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к
каждому родителю.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса.
Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители
вносят свой вклад в организацию образовательного процесса.
Работа по созданию и обогащению предметной развивающей
среды в группах предполагает сотрудничество с родителями
воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой
информированности родителей о возможностях их детей, но при условии,
если результаты детской деятельности будут демонстрироваться
родителям, только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без
помощи взрослого, и качество работы оценено ребенком адекватно
требованиям воспитателя.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью
повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы
является ознакомление родителей с особенностями реализации задач
образовательных областей. Особо важная задача — формирование
физического и психического здоровья детей. В работе с семьей
используются разнообразные ее формы: беседы, консультации,
родительские собрания, круглые столы, деловые игры и конференции и
т.д.
Родительские собрания проводятся три раза в год.

21

Организация уголка для родителей. В родительском уголке
помещаются экстренная информация краткого содержания.
Совместная деятельность. Родители играют главную роль в
воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют
родителям и ребенку в амплификации его развития как неповторимой
индивидуальности.
Мероприятия с участием родителей. Подготовка и организация
выставок совместных работ детей и родителей.
С младшей группы родители — активные участники любого
детского праздника, особенно приветствуется и поощряется присутствие
их на празднике, посвященном дню рождения ребенка, когда они готовят
подарки для всех детей: показ театра, исполнение музыкальных или
поэтических произведений и др. Родители участвуют в подготовке и
проведении конкурсов, соревнований, выставок, праздников, досугов;
выпускают газеты, журналы.
Доброжелательность между детьми — это всегда следствие
взаимоотношений между родителями, поэтому с первых собраний особое
значение придается созданию положительной атмосферы во время беседы
(чашка чая, негромкая музыка, угощение). Но самое главное — каждый
родитель слышит про своего ребенка что-то только позитивное, им
демонстрируется динамика восхождения малышами к успешным
продуктам их детской деятельности.
Наиболее востребованной формой работы с родителями является
наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение
наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами,
содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания
практической помощи семье:
- уголок для родителей (содержит материалы информационного характера
- правила для родителей, распорядок дня, объявления различного
характера; материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском
саду и семье);
- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические
выставки по определенному разделу программы);
- информационные листки (объявления о собраниях, событиях,
экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным
помощникам и т.д.);
- папки–передвижки, буклеты (формируются по тематическому принципу)
и другие.

22

Раздел III. Организационный
Общие требования к условиям реализации Программывоспитания
Программа воспитания реализуется через формирование
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении
условий создания уклада, отражающего готовность всех участников
образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и
регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно
значимые виды совместной деятельности. Уклад направлен на сохранение
преемственности принципов воспитания с уровня дошкольного
образования на уровень начального общего образования:
1) Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной
среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение,
методические материалы и средства обучения.
2) Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3) Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4) Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных,
физических, психологических, национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания
(кадровые,
материально-технические, психолого-педагогические, нормативные,
организационно-методические и др.) необходимо интегрировать с
соответствующими пунктами организационного раздела Образовательной
программы МБДОУ- детский сад № 37 Р С.Раздольное Моздокского
района РСО- Алания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как
инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников
образовательных отношений: руководителей ДОУ, воспитателей и
специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей
(законных представителей), субъектов социокультурного окружения ДОУ.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила
жизни и отношений в ДОУ, нормы и традиции, психологический климат
(атмосферу), безопасность, характер воспитательных процессов, способы
взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями,
детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное
пространство и нормы общения участников образовательных отношений в
социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации
распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла жизни ДОУ.

23

Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды.
Воспитывающая среда раскрывает заданные укладом ценностносмысловые ориентиры. Воспитывающая среда – это содержательная и
динамическая характеристика уклада, которая определяет его
особенности, степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-образную среду,
способствующую воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой
формируются нравственные, гражданские, эстетические и иные
качества ребенка в ходе специально организованного
педагогического взаимодействия ребенка и взрослого,
обеспечивающего достижение поставленных воспитательных целей;
 «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает
опыт деятельности, в особенности – игровой.
3.2.Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОУ
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого,
в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком
собственного опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы
стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята,
раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой
для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того,
чтобы вести воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Воспитательное событие
– это спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог
продумывает смысл реальных и возможных действий детей и смысл своих
действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и
любой режимный момент, традиции утренней встречи детей,
индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр.
Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события
проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной
работы ДОУ, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОУ возможно в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах
деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение
эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и
др.);

24

 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими,
ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых
культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество
и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня
Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ
спектакля для детей и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл
методической работы на основе традиционных ценностей российского
общества. Это поможет каждому педагогу создать тематический
творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в
целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3.Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда МБДОУ -детский сад № 37
С.Раздольное отражает ценности, на которых строится программа
воспитания, способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы России, Республики Северная Осетия Алания, города Моздока и МБДОУ -детский сад № 37 с.Раздольное.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и
совместной деятельности. Отражает ценность семьи, людей разных
поколений, радость общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту
знаний, необходимость научного познания, формирует научную картину
мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также
отражает ценности труда в жизни человека и государства (портреты
членов семей воспитанников, героев труда, представителей профессий и
пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья,
раскрывает смысл здорового образа жизни, физической культуры и
спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру
России, знакомства с особенностями традиций осетинского народа.
Вся среда детского сада гармонична и эстетически привлекательна.
3.3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Качество образования напрямую зависит от уровня
профессиональной компетентности педагогов.

25

Уровень профессиональной квалификации педагогических кадров
обеспечивается системой методической работы ДОУ и включает в себя:
• Укомплектованность ДОУ педагогическими, руководящими и
иными кадрами, имеющими необходимую квалификацию.
• Уровень квалификации педагогических работников ( имеющих
первую квалификационную категорию; имеющих соответствие
занимаемой должности).
• Непрерывность профессионального развития педагогических
работников:
 повышение квалификации,
 аттестация на квалификационные категории и соответствие
занимаемой должности,
 самообразование.
Повышение квалификации осуществляется в соответствии с графиком
курсовой подготовки 1 раз в 3 года по актуальным программам
дошкольного образования. Обучение педагогических работников и
учебно-вспомогательного персонала навыкам оказания первой
медицинской помощи проводится ежегодно, за исключением
административно-управленческого персонала и педагогов-специалистов (1
раз в 3 года). Прохождение повышения квалификации по программам с
учетом ФГОС ДО, первой медицинской помощи обязательно для всех
педагогов ДОУ.
Важным механизмом повышения профессионального мастерства
является аттестация педагогических работников. Аттестация
педагогических работников ДОУ осуществляется в соответствии
Графиком аттестации 1 раз в 5 лет: на квалификационные категории главной аттестационной комиссией Министерства образования
Республики Северная Осетия – Алания; на соответствие занимаемой
должности – аттестационной комиссией МБДОУ № 37с.Раздольное
Моздокского района РСО-Алания.
Самообразование педагогических кадров по актуальным вопросам
дошкольного образования осуществляется в течение всего учебного года
самостоятельно всеми педагогами на семинарах, консультациях,
вебинарах, конференциях и других методических мероприятиях.

26

Нормативно-методическое обеспечение реализации Программывоспитания
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”.
Основные локальные акты:
1. Основная общеобразовательная программа муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения- детский
сад № 37 С.Раздольное Моздокского района РСО-Алания
2. Годовой план работы на учебный год
3. Календарный учебный график
4. Рабочие программы педагогов ДОУ.
3.3. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми
категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность
образовательной системы принять любого ребенка независимо от его
индивидуальных особенностей (психофизиологических, социальных,
психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и
обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОУ и основанием
для проектирования воспитывающих сред, деятельностей и событий.
Основными условиями реализации Программы воспитания в
дошкольных образовательных организациях, реализующих инклюзивное
образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского
развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах
детской деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к
воспитанию ребенка.

27

Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной
образовательной организации являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с
особенностями в развитии и содействие повышению уровня
педагогической компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и
представлений об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей
с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества.
3.4. Примерный календарный план воспитательной работы
План воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по
следующим этапам:
 праздничные мероприятия, традиции, развлечения и физкультурные
досуги;
 творческие соревнования и выставки;
 организация события, которое формирует ценности.
Данная последовательность является циклом, который при
необходимости может повторяться в расширенном, углубленном и
соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
Данный цикл является примерным. На практике цикл может
начинаться с яркого события, после которого будет развертываться
погружение и приобщение к культурному содержанию на основе
ценности.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач
могут быть интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации
воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель

28

и алгоритм действия взрослых, а также задачи и виды деятельности детей
в каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую
диагностику на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе
педагогической диагностики находится понимание ребенком смысла
конкретной ценности и ее проявление в его поведении.
3.6.Основные направления самоанализа воспитательной работы









Самоанализ организуемой в МБДОУ -детский сад № 37
с.Раздольное воспитательной работы осуществляется по выбранным
детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных
проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой
образовательной организации с привлечением (при необходимости и по
самостоятельному решению администрации образовательной
организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется
самоанализ воспитательной работы в МБДОУ- детский сад
№37с.Раздольное, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его
показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и
педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того,
что личностное развитие детей – это результат как социального
воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими
социальными институтами), так и стихийной социализации, и
саморазвития детей.

29






Направления анализа зависят от анализируемых объектов.
Основными объектами анализа, организуемого в МБДОУ- детский сад №
37 с.Раздольное воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития
дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития воспитанника каждой группы.
Осуществляется анализ педагогами совместно с заведующей с
последующим обсуждением его результатов на заседании
педагогического совета МБДОУ -детский сад № 37с.Раздольное.
Способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих
вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития
воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились,
над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное
совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей
совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заведующей,воспитателями и
специалистами.
Способами получения информации о состоянии организуемой в
детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть
беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование.
Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического
совета МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общесадовских мероприятий;
качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
качеством проводимых экскурсий;
качеством организации творческих соревнований, праздников и
фольклорных мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в
МБДОУ- детский сад № 37 с.Раздольное является перечень выявленных
проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

30

Основные понятия, используемые в Программе
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения
к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного
процесса и педагогической деятельности: каждому типу образовательной
ситуации соответствуют свои программы действий ребенка и взрослого,
проявляющиеся в той или иной позиции. Образовательная ситуация
соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события являются
разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования,
объединяет в себе цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в
конкретной социокультурной ситуации, определяет состав становящихся
способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для решения
целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми,
имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые
ориентиры. Общность – это качественная характеристика любого
объединения людей, определяющая степень их единства и совместности
(детско-взрослая, детская, профессиональная, профессиональнородительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных
результатов и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности
– основные жизненные смыслы,
определяющие отношение человека к окружающей действительности и
детерминирующие основные модели социального поведения, которыми
руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.
Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни
человека. Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства
как способность ребенка к инициативе в игре, познании, коммуникации,
продуктивных видах деятельности, как способность совершать
нравственный поступок, размышлять о своих действиях и их
последствиях.

31

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений,
опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции
региона и ДОУ, задающий культуру поведения сообществ, описывающий
предметно-пространственную среду, деятельность и социокультурный
контекст.

32

ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарный план воспитательной работы
ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ТРАДИЦИИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ДОСУГИ

Сроки
Проведения
Сентябрь
Октябрь-

Ноябрь -

Декабрь
Январь

Возрастная группа
Вторе
Средняя
Старшая разновозрастная
Младшая группа
разновозрастная
группа
группа
Развлечение «Прощание с летом»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по планам специалистов
Еженедельные развлечения во всех возрастных группах по планам воспитателей групп
-Праздник «День города Моздок»
Праздник «Осенний бал»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по планам специалистов
Еженедельные развлечения во всех возрастных группах по планам воспитателей групп
- Развлечение «День матери»
- Развлечение «Джеоргуба»
Физкультурные Спортивные досуги с участием родителей «Папа, мама, я, спортивная семья»
развлечения
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по планам специалистов
Еженедельные развлечения во всех возрастных группах по планам воспитателей групп
Праздник «Новый год»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по планам специалистов
Еженедельные развлечения во всех возрастных группах по планам воспитателей групп
Развлечение «Прощание с елочкой»

33

Февраль -

Март Апрель

Май

Июнь

Зимний спортивный праздник
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по планам специалистов
Еженедельные развлечения во всех возрастных группах по планам воспитателей групп
Праздник «День защитника отечества»
развлечение «Масленница»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по планам специалистов
Еженедельные развлечения во всех возрастных группах по планам воспитателей групп
Праздник «8 марта»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по планам специалистов
Еженедельные развлечения во всех возрастных группах по планам воспитателей групп
«День здоровья»
Праздник «Весеннее развлечение»
Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по планам специалистов
Еженедельные развлечения во всех возрастных группах по планам воспитателей групп
Музыкальная военно-спортивная игра «Зарничка»
Акции «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», возложение цветов к памятникам
Праздник «Выпускиз детского сада»

Ежемесячные физкультурные и музыкальные развлечения по планам специалистов
Еженедельные развлечения во всех возрастных группах по планам воспитателей групп
Гуляние «День детства»
Летний спортивный праздник «День Нептуна»

34

ТВОРЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ И ВЫСТАВКИ

Мероприятие
Ежегодный экологический
смотр-конкурс «Нам и
внукам» в дошкольных
учреждениях
Ежегодный конкурс чтецов
на осетинском языке «Ирæ
фидæн»
Групповые выставки детских
поделок совместно с
родителями из природного
материала
Групповые выставки
детского творчества
совместно с родителями
«Новогодние украшения»
Ежегодный детский конкурс
чтецов по произведениям
А.Барто
Ежегодный конкурс
тематических проектов
согласно годовому плану
работы ДОУ и УО
Ежегодный

Уровень
ДОУ
Муниципальный
Республиканский
Муниципальный

Возрастная группа

Время проведения
Октябрь

Все группы
Вторая младшая –
Старшая
разновозрастна
группа

Октябрь
Ноябрь

ДОУ

Все группы
Декабрь

ДОУ

ДОУ

ДОУ
Муниципальный
всероссийский
Республиканский

Все группы
Младшая и средняя
разновозростн
ая группа
Все группы
Вторая младшая –

Январь

Февраль-март
Апрель

35

детский экологический
форум «Зелёная планета» «Близкий и далёкий космос»
Ежегодный районный
конкурс юных художников
«Войди в природу другом»
Детские и
профессиональные конкурсы
среди дошкольных
образовательных
учреждений по плану УО и
Министерства образования
РСО-Алания
Групповые тематические
выставки по годовому плану
работы
Ежемесячные тематические
выставки детских рисунков
по годовому плану работы
Ежемесячные детские
творческие онлайн-конкурсы
и викторины (декоративноприкладное творчество,
чтение стихов, пение,
танцевальное творчество и
т.д.)

ДОУ
Муниципальный

Муниципальный
Республиканский

Старшая
разновозрастна
я группа
Вторая младшая –
Старшая
разновозрастна
я группа

Все группы

Май

В течение года

В течение года
ДОУ
ДОУ

Все группы
Вторая младшая –
Старшая
разновозрастна
я группа

В течение года
В течение года

Всероссийский

Все группы

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».